Сокращение производства, по данным Росстата, началось еще осенью: -8,7% в ноябре и -10,3% в декабре. Виноват во всем, конечно же, кризис. Курсовые колебания рубля привели к тому, что осенью банкам было выгоднее не кредитовать предприятия, а вкладываться в валюту. И те предприятия, что жили на заемные средства, были вынуждены сокращать объемы. Производственники, обладающие собственным капиталом, стали опасаться падения спроса на их продукцию и, так же как и банки, предпочли зарабатывать на разнице курса рубль-доллар.
Почти 20-процентный спад по сравнению с декабрем вызвал сезонный фактор - новогодние каникулы, которые в нынешнем году длились на один день дольше, чем в 2008-м. А у автопроизводителей праздники и вовсе затянулись до февраля. Поэтому на 91,1% упало производство тракторов, на 83,3% - автобусов, на 79,9% - легковых автомобилей.
Среди отраслей, наблюдаемых Росстатом, к декабрю выросло производство вагонов метрополитена (+32%), высокий рост производства вагонов наблюдался и по году в целом (+65%). Эксперты отмечают, что уверенные темпы прироста за период с января 2008-го по январь 2009-го показали только товары машиностроительных отраслей, работающих по госзаказу или заказу госмонополий: газотурбины (+18,8%), генераторы к турбинам (+42,9%), пассажирские вагоны (+28,8%).
Потребительская группа, напротив, продемонстрировала существенный спад: по сравнению с январем 2008-го одежды и обуви изготавливали в среднем на 21% меньше, сборка мебели упала в среднем на 20%, бытовой техники - на 30%. Более чем в два раза сократилось производство любимого россиянами напитка - водки. В январе 2009 года ее произвели 5,6 млн. дал - на 52,8% меньше, чем в декабре минувшего года.
По мнению главного экономиста банка "Траст" Евгения Надоршина, падение производства в ближайшее время продолжится, но не так интенсивно. Хотя отдельные отрасли могут показать рост уже в середине года. В первую очередь позитивную динамику продемонстрируют предприятия, получающие господдержку, затем - отечественные производители товаров, заменяющих подорожавший импорт.
Динамика производства в России*
Лидеры роста
Вагоны метро (+65%)
Сахарный песок (+19,8%)
Крупа (+15,8%)
Аутсайдеры
Ковры (–44,5%)
Спички (–32,1%)
Книги (–42%)
*Соотношение января 2009 года и января 2008 года