ПЬЕР КАРДЕН: ТРУД ОБЛАГОРАЖИВАЕТ ЖИЗНЬ

Надо ли представлять Пьера Кардена? Знаменитейший кутюрье у себя на родине, во Франции, стал чем-то наподобие национального достояния. Одаренный от Бога талантом, человек высокой культуры, тонкого вкуса, он в отличие от большинства своих коллег поражает еще одним качеством - предпринимательскими способностями. Пьер Карден - это не только подчас революционная мода, но и огромная индустриальная империя - на сотнях предприятий, разбросанных по всем континентам, трудятся 250 тысяч человек.

Первым и пока единственным из коллег он удостоился чести быть избранным в престижнейшую Французскую Академию, тем самым был причислен к когорте "бессмертных", внесших неоценимый вклад в национальную культуру страны. Мне неоднократно доводилось общаться с мэтром, а на этот раз, узнав о юбилее нашей газеты, он улыбнулся и поведал вот такой ранее неизвестный мне эпизод:
- Это было в самом начале 70-х. Так получилось, что я оказался в Москве в то же самое время, что тогдашний президент Франции Жорж Помпиду. У него была своя программа, а у меня - своя. Понятно, что я встречался с советскими журналистами, давал интервью. Так вот, вернувшись в Париж, буквально через несколько дней на одном из приемов повстречался с женой президента - Клод Помпиду. Увидев меня, она сделала слегка обиженное лицо и то ли в шутку, то ли всерьез сказала: "Господин Карден, оказывается, в России вы популярнее, чем сам президент. Мне передали номер газеты "Труд", в которой интервью с вами занимает чуть ли не большее место, чем сообщение о переговорах моего мужа с господином Брежневым!" Так что видите, я знаком с вашей газетой уже многие годы.
- Господин Карден, а когда и как произошла ваша первая встреча с Россией?
- Это было в 1963 году, когда я прилетел в Москву вместе с певцом Жильбером Беко и группой его друзей. Им была уже написана популярнейшая великолепная песня "Натали". Его имя гремело и во Франции, и в России. Мы шесть часов провели в аэропорту, пока нас оттуда не выпустили, а потом еще четыре прождали в холле гостиницы "Россия", дожидаясь расселения по номерам. Короче, заснуть удалось лишь глубокой ночью. Под утро я услышал бой башенных курантов Кремля, а так как мои наручные часы остановились, решил узнать время у кого-нибудь из соседей: уже в семь утра мы должны были отправиться на экскурсию в Загорск. Выбрался из кровати и вышел в коридор в том виде, в котором обычно сплю, то есть голым. Не прошел я и несколько шагов, как меня кто-то обхватил сзади, оторвал от земли и отнес обратно в номер. Это была женщина огромных габаритов! Как после я узнал, то была дежурная по этажу. Я так и не понял, что она тогда подумала обо мне. Ведь я не знал русского, а она - французского.
- Да, такое вряд ли забудешь. После вам доводилось бывать у нас множество раз. В России Пьера Кардена любят, там у вас много друзей...
- В конце 60-х через жену знаменитого французского художника Леже Надежду я познакомился с Майей Плисецкой, и мы стали друзьями на всю жизнь. Кстати, 28 февраля в моем театре "Эспас Карден" состоится праздничный вечер, посвященный ее недавнему юбилею. Она самая выдающаяся балерина, которую обожают во всем мире. Женщина высокой культуры с сильным характером. Тогда-то родилась идея создать костюмы для одного из балетов, в которых солировала Майя. Это была "Анна Каренина". Подобные вопросы в те времена решались на уровне Министерства культуры, которое тогда возглавляла Екатерина Фурцева. Надо было срочно вылетать в Москву, и я отправился на встречу с послом СССР во Франции Виноградовым. Между нами произошла памятная беседа. Знаете, я всегда был далек от политики. Мне интересны народы, невзирая на политические и прочие особенности, их культура. Я хорошо знал русскую литературу, читал Чехова, Толстого, Достоевского, знаю русских композиторов. А, узнав Майю, ее мужа Родиона Щедрина, чуть позже Андрея Вознесенского, полюбил вашу страну еще больше. Так вот в той беседе с послом откровенно сказал ему, что я - капиталист, что отношусь к России искренне и по-дружески отнюдь, не исходя из идеологических соображений, и никогда не стану членом коммунистической партии. Знаете, что мне ответил Виноградов? "Господин Карден, это не беда. В мире и так много коммунистов. Одним меньше, одним больше. Какая разница?"
- Вы упомянули Андрея Вознесенского. Я знаю, что он часто бывает у вас в гостях в Париже...
- Я устраивал его поэтические вечера в моем театре на Елисейских полях "Эспас Карден", там же проходили выставки его художественных работ. В 1983 году там же выступал театр Ленком с пьесой Андрея "Юнона" и "Авось". Сначала я увидел этот спектакль в Москве, и он мне очень понравился. Затем специально привез туда группу французских журналистов, чтобы проверить их реакцию. И они были в восторге. Так 80 актеров и других работников Ленкома вместе с режиссером Марком Захаровым оказалась в Париже. И надо было такому случиться, что как раз в это время на Дальнем Востоке был сбит южнокорейский "Боинг". От меня требовали, чтобы я отказался от спектакля, грозили разнести на кусочки театр, расправиться со мной лично, но я не отступил. Какое отношение актеры имели к той трагедии? Никакого! Не спал ночь, нервничал. Несмотря на кампанию ненависти, зрители все-таки пришли на "Юнону" и "Авось". Правда, там не было ни министра культуры, ни Ива Монтана с Симоной Синьоре, людей близких к французской компартии, которые также были приглашены. Спектакль прошел с грандиозным успехом, а затем на парижской площади Согласия я устроил встречу русской труппы с американцами с Бродвея, гастролировавшими тогда в Париже. Те не побоялись, и произошел настоящий праздник, который перерос в братание после того, как американцы посмотрели "Юнону" и "Авось".
- В свое время вас связывали с Россией и деловые отношения. Ряд пошивочных предприятий выпускал по вашей лицензии разнообразную одежду...
-... В скором времени мы вернемся к этому проекту, надеюсь, в полном объеме. Над этим работает мой помощник Джеф Книппер, который отвечает за деловые связи с Россией. Проведены переговоры, подписаны некоторые документы. Сейчас в России уже выпускается одна линия косметики, созданная с нашим участием.
- Вы первым демократизировали моду, ввели понятие прет-а-порте. Как вам она видится сегодня?
- Я работал с Диором, Скапарелли, Пакэном, но видел, что происходят серьезные социальные перемены. Поднимался жизненный уровень простых людей, и они также хотели красиво одеваться. Решив, что так дольше продолжаться не может, я пошел со своими моделями в магазины, универмаги, доступные для всех. Произошел страшный скандал, на меня ополчилась Палата высокой моды, но я не отступил. Потеряв на доходах от высокой моды, я многократно их возместил и приумножил за счет прет-а-порте.
- Вам за 80, но вы по-прежнему на капитанском мостике вашей империи. Не устали?
- Люблю работать. В труде, считаю, заключается смысл жизни. Праздное времяпровождение, светские рауты - это не для меня. Они лишь нагоняют скуку.
В заключение нашей беседы Пьер Карден поздравил "Труд" с 85-летием и добавил:
- Ваша газета, ваши читатели, как и все россияне, пережили трудные переломные годы. Пришли новые времена, принесшие с собой свободу. Это огромное завоевание, тем более, если оно стоит на службе народных интересов. Хочу пожелать "Труду" и дальше правдиво информировать читателей, а им благополучия и счастья.