- Александр Богданович, так где нам взять такую песню - о хороших чиновниках? Что может коренным образом изменить нездоровую ситуацию?
- Я уверен, что ситуация будет меняться в лучшую сторону - и для этого есть серьезная основа: с 1 февраля вступил в силу Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", который представляет собой наиболее полную и целостную законодательную регламентацию государственной гражданской службы за всю послеоктябрьскую историю нашей страны. Вызвано это тем, что в новой демократической России давно назрел ряд проблем, которые необходимо было решать, и главная из них заключалась в отсутствии целостной системы государственной службы.
Разумеется, не все решают законы сами по себе, важна еще и правоприменительная практика, но обновленная комплексная нормативная правовая база регулирования государственной службы создает основу воспитания и подготовки нового отряда управленцев как для федерального центра, так и для регионов. А основу этой базы, помимо нового Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", должны составить Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" и иные федеральные законы.
- А чем был плох предыдущий Федеральный закон - "Об основах государственной службы Российской Федерации"?
- Документ, принятый 10 лет назад и действовавший до 1 февраля этого года, был первым законодательным актом, определившим сам механизм формирования корпуса государственных служащих, закрепившим основы их правового статуса. Сегодня, разумеется, он перестал быть адекватным действительности - у нас в России жизнь меняется очень быстро.
- Ну а в чем плюсы нового закона?
- Новый закон по своей сути - это "трудовой кодекс" для российского чиновника. Такие вопросы, как поступление на гражданскую службу, ее прохождение и прекращение, закон переводит в область административно-служебного права, и в этом одна из важнейших новаций этого документа. Поясню для неспециалистов: фактически закон носит системный характер - если раньше права чиновников весьма неполно и фрагментарно были представлены в различных нормативных актах, что представляло массу неудобств, то теперь трудовая деятельность государственного служащего максимально регламентирована от заключения контракта до режима дня. Причем новый закон - это важно подчеркнуть - не противоречит другим законодательным актам, но в то же время четко определяет специфику государственной гражданской службы.
Хотел бы подчеркнуть, что все положения закона основываются на Конституции России либо вытекают из нее. К его базовым понятиям относятся приоритет прав и свобод человека и гражданина, единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации (что важно для эффективной вертикали власти). Закон гарантирует равный доступ граждан России к государственной гражданской службе независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии или политических убеждений. Во главу угла ставятся профессионализм и компетентность чиновников, доступность информации о гражданской службе, а также взаимодействие с общественными объединениями и гражданами. Новый законодательный акт четко определяет единство системы государственной службы, нацелен на усиление России и консолидацию различных видов деятельности государства по обслуживанию публичных интересов.
- А можно полюбопытствовать, каким именно на деле будет это "обслуживание публичных интересов"? Многие чиновники научились обслуживать в первую очередь свои собственные интересы. Может ли новый закон предотвратить в обществе подобное "обслуживание"?
- Безусловно, он рассчитан и на то, чтобы восстановить доверие населения к государственным служащим, чья деятельность становится четко регламентированной и подконтрольной - как государству, так и обществу. Вообще полномасштабная реализация Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предполагает консолидацию усилий всего государственного аппарата - как на федеральном, так и на региональном уровне, а также структур гражданского общества, научных коллективов, образовательных учреждений и т.д.
Многие аспекты этой важной работы являются составляющей программы реформирования государственной службы, утвержденной президентом России в 2002 году, а сама программа координируется администрацией главы государства.
- В свое время "табель о рангах" способствовала структурированию российского чиновничества по принципу: "каждый сверчок знай свой шесток". Предполагает ли такое структурирование новый закон?
- Безусловно. Наши чиновники будут делиться на четыре основные категории - в зависимости от характера выполняемых обязанностей и должностных функций: это руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Кроме того, закон предусматривает подразделение должностей гражданской службы на пять групп: это младшие, старшие, ведущие, главные и высшие должности гражданской службы, что напрямую связано с уровнем профессиональных требований, предъявляемых к лицам, занимающим эти ступени новой "табели о рангах".
Отдельная и очень важная тема, нашедшая законодательное решение, это механизм предупреждения и разрешения возможных конфликтов государственных и личных интересов. Вот здесь как раз понадобятся соответствующие комиссии с участием независимых экспертов.
Основной формой соглашения между гражданином и нанимателем (в лице Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) станет служебный контракт. Для повышения ответственности служащих вводится должностной регламент. Он будет включать в себя квалификационные требования, предъявляемые к служащему, перечень тех вопросов, по которым служащий вправе самостоятельно принимать решения, перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям, а также показатели эффективности служебной деятельности и т.д. Так что это будет уже не совсем "сверчок", механически выполняющий свою работу и бездумно сидящий на своем "шестке" ради зарплаты (или "доплаты")...
- Не содержит ли новый закон скрытых льгот и привилегий государственным служащим?
- Никаких скрытых или явных льгот и привилегий для государственных служащих в новом законе нет и быть не может. Его главная цель - отбирать и воспитывать государственные кадры, владеющие навыками государственного управления и прошедшие для этого достаточную подготовку. Необходимо и изменение, если хотите, менталитета и самой жизненной философии государственного служащего, без чего он никогда не станет уважаем в нашем обществе. Именно новые кадры должны быть новым государственным менеджментом, что и создаст со временем принципиально новую ситуацию в стране и обществе. Базой такой подготовки, по всей видимости, останется Академия государственной службы при президенте России (где накоплен уже достаточно интересный опыт), по окончании которой каждый выпускник будет внесен в резерв государственных служащих и ему будет предложен контракт, о котором я уже говорил. "На подходе" сегодня два важнейших указа президента РФ - о служебном контракте и о кадровом резерве, что позволит власти и обществу располагать элитным "фондом" квалифицированных кадров по управлению государственными структурами. Разумеется, при этом чиновник будет одновременно и специалистом в своем "узком" деле, что позволит ему хорошо знать ситуацию изнутри, будь то здравоохранение, образование, культура... Государство ведь не выписывает рецепт каждому пациенту - оно определяет стратегию развития здравоохранения и управления этой или другой областью. Но для выработки правильной стратегии мы все должны хорошо знать состояние каждой конкретной сферы изнутри. Вот почему мы отчасти возвращаемся к тому ценному, что было накоплено советской системой подготовки кадров - формула "Кадры решают все!" остается в силе и сегодня.
- Общество сегодня, после социальных потрясений, будет к любому закону и любому новшеству предъявлять одно главное требование: предусмотрена качественная работа чиновника.
- К государственному служащему будут предъявляться, говоря юридическим языком, "квалификационные требования", причем уровень его квалификации будет определять авторитетная комиссия, в которую включат и независимых экспертов.