Теперь такой номер ни в одном районе области не пройдет. Прекратились и акции протеста учителей, напоминавших о том, что они - гордость общества и регулярно хотят есть. Зарплату теперь выдают без задержек. Ничего удивительного. Самарская область богатая...
- Причина в другом, хотя наш регион действительно бедным не назовешь, - поправляет ход моих мыслей начальник главного управления образования областной администрации Ефим Коган.
Просто деньги стали тратить с умом. Хватает не только на обычную зарплату, но и на губернаторскую надбавку. Изменились "организационно-экономические отношения" в системе образования - так называют в официальных документах все то, что произошло за последние годы в школах области. А ведь система образования, действовавшая в прежние времена, казалось, была отлажена, как никакая другая. Без перебоев финансировались школы и детсады со своими поварами, директорами, педагогами и уборщицами. Денег особенно не считали, но зарплата была весьма скромная, особенно в детсадах. Существовали и другие проблемы. В сельских школах, например, классы порой состояли из шести-семи учеников, но педагоги регулярно давали им уроки. И в соседней школе, расположенной в нескольких километрах, была та же картина. Каждый педагог знал: пока в классе есть хоть один ребенок, без работы он не останется. В результате не было стимулов к повышению педагогического мастерства.
Губернатор области Константин Титов часто бывал в школах и не понаслышке знал об этих и других проблемах. По его инициативе впервые в России в системе образования начались перемены, знакомиться с которыми теперь приезжают со всех концов страны.
Во-первых, финансирование сделали целевым. Большинство школ получило статус юридического лица, деньги на зарплату и прочие нужды получают теперь на свой расчетный счет. Централизованные бухгалтерии при отделах образования расформировали. Многим руководителям районов это не понравилось. Аргумент был таким: дескать, ответственность за положение дел в образовании с нас не снимают, а деньгами распоряжаться "не моги". К тому же есть закон о местном самоуправлении, где прямо сказано, что муниципальная власть сама формирует свой бюджет. Но потом оппонентов поубавилось, стали видны преимущества целевого финансирования.
- У нас на одну головную боль стало меньше, - говорит глава администрации Волжского района Вячеслав Брызгалов. - Теперь можно быть спокойным за ситуацию в школах. А мы, когда трудно, выход находим и без учительских денег...
Руководители районов делегировали часть своих полномочий губернатору, что разрешено законом, и все разногласия были устранены. Причем финансирование стали проводить не по штатным расписаниям, а по количеству детей. Иначе говоря, деньги "привязали" к ребенку, а не к учителю. Переходит ученик в другую школу, следом за ним и финансирование. Дети получили равные условия, независимо от того, экономически сильный район, где они учатся, или слабый.
В селах объединили школы и детсады. Избавились от "лишнего" директора, повара, бухгалтера. Маленькие школы сделали филиалами больших - повысилось качество знаний, дети получили возможность пользоваться библиотеками, наглядными пособиями. Оказалось, намного экономичнее возить детей из малокомплектных школ в соседнее село, чем содержать отдельный штат, нести расходы на коммунальные и прочие услуги. А сто шестьдесят пять начальных школ получили статус филиалов.
Экономия только на зарплате составила более двух миллионов рублей в год. Раньше директора сельских школ имели до пяти заместителей, среди которых были даже по научной работе. Теперь такой роскоши не позволит ни один школьный руководитель. Раньше деньги были чужими, теперь они - свои.
- Мы почувствовали себя хозяевами, сами решаем, как рациональнее использовать каждый рубль, - отмечает директор Больше-Толкайской школы Галина Измайлова.
Примерно такая же ситуация и в профессионально-технических училищах области. Количество их сократилось, зато число учеников в среднем возросло с трехсот до пятисот пятидесяти. Раньше в ПТУ было немало "крупных" специалистов, готовых вести уроки хоть токарного дела, хоть английского языка, лишь бы платили. Теперь требования к преподавателям возросли, за халтуру платить не будут. И на месте педагогу топтаться уже нельзя. Не будешь совершенствоваться - придет другой...
В школах Самарской области появились сотни компьютеров и прочая современная техника. Расширены фонды библиотек. На это используется, естественно, часть бюджетных средств. Но не только. В прошлом году почти сорок два миллиона рублей из фонда оплаты труда было затрачено на самые разные нужды. А ведь деньги эти были сэкономлены по итогам 1998 года за счет сокращения аппарата управления и количества школ. Только объединение 77 детских садов со школами экономит 662 тысячи рублей в год. Не случайно теперь проблем с деньгами нет даже во время отпусков, хотя раньше ситуация была напряженной. Губернатор Константин Титов в течение минувшего года увеличил надбавку к зарплате учителям на тридцать восемь процентов. Это тоже стало возможным за счет рационального использования средств.
Опыт Самарской области ценен тем, что не требует никаких затрат. Наоборот, он их сокращает, помогает рациональнее использовать не только каждый рубль, но и творческий потенциал педагогов. Недаром едут в город на Волге перенимать опыт. Событием года в образовании назвали открытие уникальной малокомплектной школы XXI века в селе Степановка Самарской области, а Ефим Коган признан "человеком 1999 года".
- Накопленный здесь опыт заслуживает самого широкого распространения, - заявил на совещании руководителей органов образования ассоциации "Большая Волга" заместитель министра Александр Киселев.
Но учителя Самарской области все-таки участвуют в акциях протеста, когда они проходят в Москве или других городах. Так они выражают поддержку коллегам из разных регионов, где до сих пор не нашли денег на нужды образования, хотя вполне согласны с тем, что учитель - гордость нашего общества.