Все в ленте выглядело необычным. Размер, требующий от зрителя четырех вечеров просмотра. Лишенный привычной карикатурности показ врага. Высокий подвиг, представленный чередой повседневных дел.
Именно тогда возникло явление, ставшее позже признаком всенародного успеха сериала, - пустеющие по вечерам улицы городов. Не было газеты, которая не поместила бы восторженный отзыв о первенце жанра. Уже в начале мая, к 20-й годовщине Победы, фильм по требованиям зрителей пришлось повторить. В эти же праздничные дни вышел в свет Указ о посмертном присвоении звания Героя Советского Союза Анне Морозовой, главной героине ленты, орденами были награждены и другие участники подполья. Редкий, если не сказать уникальный, случай в истории кино.
Отец-основатель сериала на нашем ТВ остался верен жанру. Он снял "Операцию "Трест", "Диалог", "Радости земные", "Раскол", "Дневник профессора Готье". Но в последние годы его имя чаще появляется в титрах односерийных или двухсерийных лент. Почему?
- Я мечтал делать сериалы, - рассказывает Сергей Николаевич, - которые бы не только рассказывали о ярких характерах и событиях, но и открывали для миллионов зрителей новые стороны нашей истории. В разное время я предлагал в качестве тем книги "Жизнь и судьба" В.Гроссмана, "Маска и душа" Ф.Шаляпина, мемуары княгини Е.Дашковой, "Курсив мой" Н.Берберовой... И каждый раз получал от ТВ отказ. Все это наши телеканалы не интересует. Они предпочитают рассказывать истории преступлений, убийств, рэкета, бандитизма, в крайнем случае любовные или сексуальные истории. На этом материале художественный уровень многосерийного телекино катастрофически снижается. Это в особенности видно при сравнении с лучшими произведениями 60-80-х годов. Нынешние наши просчеты, уверен, скажутся в недалеком будущем. Отзовутся нравственными потерями в облике подрастающих поколений.
Слушая горестные признания маститого кинорежиссера, народного артиста СССР, старейшего члена Академии российского ТВ, нельзя не согласиться с ним. Если ему, основоположнику, не удается в последние годы осуществить сокровенные свои замыслы, то что говорить о молодых авторах, приходящих на телеканалы с желанием сделать что-то значительное?
Ну а пока, в дни юбилея своего детища, С.Колосов собирается на фестиваль "Литература и кино" в Гатчину, где в 20-х числах февраля будет представлен новый его фильм "Судья в ловушке", снятый по пьесе английского классика XVIII века Генри Филдинга. Как всегда, режиссер не изменил своему правилу быть первым. На сей раз он впервые в нашем кино использовал электронную технику для создания в кадре виртуального пространства.