«Предпринимателя-производителя у нас в стране скоро начнут заносить в Красную книгу», — сетует руководитель предприятия по деревянному домостроению, кандидат технических наук Григорий Крапухин. Что привело его к такой мысли?
Уже давно ООО «Конструкторское бюро Крапухина» стоит особняком в деле разработки и внедрения новых технологий в деревянном домостроении. Десятки патентов на изобретения и полезные модели на счету небольшого коллектива. Ультразвуковая сушка бруса, пазогребневая система, открывающая множество вариантов изготовления дома из одних и тех же элементов (этакий LEGO), отказ от клееного бруса, мешающего дому «дышать», использование для производства качественных изделий низкосортной древесины и древесных отходов, сборка дома за один день — все это не фантазии, а уже существующие инновации. Свои технологии сам разработчик оценивает так:
— Покажите лучше — сделаю вам дом бесплатно!
Пока никто не показал.
На производственной базе на 40-м километре Пятницкого шоссе в Подмосковье Григорий Крапухин знакомит нас со своими достижениями, а заодно поясняет, почему так любит дерево.
— Родом я из Сычевки Смоленской области. Дед и отец были плотниками, после школы я без раздумий пошел в Ленинградскую лесотехническую академию. К тому времени для меня уже не составляло труда срубить дом.
И поныне крепкие, мастеровитые руки Григория Анатольевича говорят сами за себя — мастер! Кстати, в 1970-х стройотрядовская судьба свела его с будущим президентом страны Путиным — они строили дома под Сыктывкаром.
— Я был уже опытным строителем, командовал сводным стройотрядом, — вспоминает Крапухин. — Лучшим бойцам вручал удостоверения плотников, и Путин был в их числе. И вот спустя почти четыре десятилетия довелось снова свидеться. На выставке «Лесдревмаш-2010» на ВВЦ Владимир Владимирович подошел к моим экспонатам. Президент вспомнил о том стройотрядовском лете, узнал меня. Дал указание рассмотреть возможность открыть нам финансирование на НИОКР для продолжения разработки новых технологий в деревянном домостроении.
Увы, исполнительская дисциплина у нас хромает, в чем Крапухин и убедился. Он стремится поставить внедрение инноваций на широкую ногу, но те, от кого это зависит, не слышат. Все ограничивается единичными заказами. Хотя, по словам Григория Анатольевича, используемые им технологии и материалы способны вдвое уменьшать стоимость дома. Иными словами, за те же деньги, которые сельский муниципалитет сейчас тратит на один дом, он может получить два равноценных. И распорядиться вторым по своему усмотрению — вселить в него учителя, врача или семью из ветхого жилья. Вот вам и социальная политика в действии! Поэтому Крапухин без тени сомнения утверждает:
— Социальное жилье в сельской местности или пригороде можно строить практически бесплатно.
Вроде бы выгода очевидна, но только не для тех, кто принимает решения.
— Все, что вы видите здесь, — показывает производственную базу Крапухин, — сделано за собственные деньги, государство не дало ни копейки. Например, вот этот экспериментальный станок с 14 фрезами за одну минуту обрабатывает бревно, превращая его в готовое для возведения сруба изделие...
За полтора десятка лет без какой-либо поддержки со стороны им разработано и запущено два десятка станков и деревообрабатывающих комплексов, что позволило создать безотходный замкнутый производственный цикл. К примеру, опилки идут в печь, а тепло используется для сушки бруса. Казалось бы, работай и радуйся! Но у предпринимателя настроение далеко не радужное.
— Работать все труднее. То с контролирующими органами улаживаем отношения, а теперь вот и судебной тяжбой приходится заниматься. Построили заказчику дом, но его по непонятным мне причинам записали в аварийные и заставили вернуть немалые деньги. Хотя в доме живут, он поставлен на учет в БТИ. Прошу — верните в этом случае мне построенный мной дом. Не отдают. Вот и приходится вместо работы по судам мотаться. Как в этих условиях развивать малый бизнес?
Заметим, тот случай — единственный, к построенным прежде полутора сотням домов у заказчиков претензий нет.
Похожих проблем хватает и у других производителей. Крапухина озаботила новость о том, что в Костромской области, откуда он получает материалы, количество лесопилок уменьшилось за год почти в 10 (!) раз. Тут действительно впору о Красной книге задуматься...