Эту фразу, вынесенную в заголовок, актеры из массовки издавна используют на сцене для того, чтобы создать ощущение оживленного разговора, когда гул голосов важнее смысла сказанного. Чем-то это напоминает российско-японские переговоры по заключению мирного договора. О чем можно дискутировать при столь диаметральных подходах? Премьер-министр Японии не собирается отказываться от претензий на все четыре острова Курильской гряды, а президент России не хочет отдавать даже двух. Ну и где тут золотая середина?
В ходе недавнего визита в Москву главы японского МИДа со всей очевидностью выявилось базовое разногласие: Токио хочет договориться о возврате северных территорий, а мы — о заключении мирного договора и признании нашего суверенитета над теми же островами. И все это в рамках подготовки предстоящего 25 января саммита Владимира Путина и премьер-министра Синдзо Абэ. В завершение японская сторона отказалась даже от проведения совместной пресс-конференции.
Масла в огонь подлило заявление советника председателя Либерально-демократической партии, каковым остается премьер Синдзо Абэ. По его словам, США заинтересованы в заключении договора между Россией и Японией, чтобы укреплять блок: по сдерживанию Китая. Все это выглядит откровенной провокацией, на которую невозможно не реагировать. Такой атаки на нашего стратегического союзника, да еще явно с подачи Вашингтона, наш МИД спустить не мог. Но для чего это понадобилось японской стороне? Ведь Синдзо Абэ пообещал, что 2019-й будет годом прорыва и территориальная проблема с Россией будет им решена. Теперь же говорить о возврате территорий будет на порядок труднее.
Вопрос о Курилах тесно связан с безопасностью акватории Охотского моря. В уступке нами даже двух островов — Шикотана и гряды Хабомаи — есть риск открыть для стратегического партнера Японии — американцев наши внутренние воды. Гарантии Абэ будут действовать лишь до 2021 года, когда он уйдет в отставку. А дальше? Поэтому, по мнению главы российского МИДа, первым этапом переговоров должно стать признание Японией итогов Второй мировой в полном объеме, включая суверенитет России над всеми островами Южных Курил. Сергей Лавров повторил для непонятливых, что «базовая позиция» России не менялась, вопрос о суверенитете России над Курилами не обсуждается. Тогда о чем речь?
По мнению французского издания La Croix, Синдзо Абэ с 2010 года стремился возобновить диалог на скользкую тему, однако до сих пор наталкивался на непреклонность Москвы. «Между тем российская позиция несколько изменилась, когда Абэ выразил готовность отказаться от двух спорных островов из четырех и больше не требовать от России компенсации в пользу японских граждан, изгнанных с архипелага в 1946 году». Но аналитики La Croix сомневаются, что Абэ пойдет на предложение Путина сначала заключить мирный договор, а потом вернуться к теме островов. Но тогда и Москве нет резона уступать...
На взгляд англоязычного рупора The Japan Times, Путин специально указал на строительство Японией новой базы для ВВС американского корпуса морской пехоты, чтобы подчеркнуть труднопреодолимые препятствия, которые стоят на пути реализации протокола 1956 года. Ведь американское военное присутствие в Японии делает ее по сути недееспособной, раз она не вольна распоряжаться даже Окинавой, не говоря уж о гарантиях безопасности по Южным Курилам.
The South China Morning Post прозорливо отмечает, что «перспективы разрешения разногласий по контролируемым Россией островам выше Хоккайдо очень смутные, а переговоры двух министров стали испытанием их дипломатических талантов». Китайское издание также обратило внимание, что российские законодатели уже подготовили законопроект, запрещающий передачу Курил Японии. Post цитирует профессора Джеймса Брауна из японского Temple University, который сомневается в искренности российских намерений, раз Москва поставила условием предварительное признание законности своего суверенитета над островами.
Аналитический ресурс World Politics Review исходит из того, что рисковый гамбит Абэ имеет своей целью получить большинство в обеих палатах, чтобы отказаться от мирной Конституции Японии и сделать ее самостоятельной региональной державой. Согласие премьера вести дискуссию на базе протокола 1956 года оценивается World Politics Review как тактический ход в двухэтапных переговорах: сначала два острова и мирный договор, но потом снова переговоры по двум оставшимся северным территориям.
Шансов найти решение крайне мало, но сам переговорный процесс выгоден обоим лидерам, так как мобилизует общественное мнение в их пользу даже в случае неудачи. А вы спрашиваете, о чем говорить, если не о чем говорить...
А в это время
Среди японцев большого единодушия по поводу переговоров между нашими странами не наблюдается. Свыше трети жителей Японии (38%) считают, что властям страны необходимо добиваться от России единовременной передачи всех четырех южнокурильских островов — Итурупа, Кунашира, Шикотана и Хабомаи. Столько же респондентов из Страны восходящего солнца высказались за поэтапную передачу островов.
О необходимости скорейшего заключения мирного договора с Россией высказались 30% японцев. 28% считают, что торопиться в этом вопросе не стоит. Каждый третий (31%) затруднился с ответом.
Напомним: по советско-японской декларации 1956 года СССР соглашался на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан с условием, что их фактическая передача возможна после заключения мирного договора.
Тем временем на вопрос, отдадут ли Курилы вместе с людьми, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что «не может и речи идти о том, чтобы был нанесен какой-то вред интересам наших граждан, жителей Курил». «О чем договорились Путин и Абэ? О том, что они будут искать такую формулировку, которая устроит народы двух стран и поможет им разрубить этот гордиев узел. Это абсурдно, что две страны не имеют мирного договора, это сдерживает развитие наших двусторонних отношений. Поэтому заключить его нужно. Каким образом — ответ будет дан в ходе кропотливой работы. Но итогом этой работы должно стать решение, которое никоим образом не нарушает интересы нашего населения», — сказал Дмитрий Песков «Аргументам и Фактам».
Ранее ТАСС сообщал, что Минвостокразвития опровергло информацию о якобы недавнем запрете к выдаче земель на Курилах по программе «Дальневосточный гектар». Земля на Шикотане не выдается с 2017 года в связи с необходимостью обеспечения обороны и безопасности, а также для сохранения природы, пояснили в ведомстве.