Во второй половине сезона московские театры готовятся выложить козыри — свои главные премьеры. Одни заманивают публику звездными именами, другие — смелыми концепциями, третьи — легкими зрелищами. «Труд» отобрал наиболее интересные события ближайших месяцев.
Театр Наций приглашает на постановки режиссеров с мировыми именами: Някрошюса, Херманиса, Остермайера. Питерский авангардист Андрей Могучий — фигура не меньшего масштаба. Человек недюжинной фантазии и творческой смелости, он любой спектакль превращает в шокирующее грандиозное шоу. Вот и Circo Ambulante, поставленный в соавторстве с художником Максимом Исаевым, называют сценографической феерией. Сложнейшая машинерия, множество перемен декораций, полк рабочих сцены. И всей этой постановочной мощи, изображающей фантастический остров с цирком в жерле вулкана и мясокомбинатом по изготовлению бычьих яиц, противостоит хрупкая маленькая женщина — Лия Ахеджакова. Ее героиня надевает латы Дон Кихота, чтобы продолжить дело погибшего мужа (Альберт Филозов) — бороться со злом и убить тирана. Политические аллюзии всплывают сами собой, а сквозь страшную антиутопию просвечивает наша жизнь.
С приходом в Маяковку нового худрука Миндаугаса Карбаускиса все связывают большие надежды на возрождение некогда великого театра. Поэтому к его первой премьере приковано самое пристальное внимание. Для дебюта на новой для себя сцене режиссер выбрал беспроигрышный вариант — пьесу Островского о театральной жизни, ведь закулисные интриги и тяжелые актерские судьбы — это наболевшая тема для каждого артиста. В спектакле занят весь цвет театра — Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Даниил Спиваковский. А на главную роль талантливой провинциальной артистки Саши Негиной режиссер пригласил свой счастливый талисман — актрису Ирину Пегову, с которой поставил уже пять спектаклей.
Константин Богомолов известен своими жесткими спектаклями, осовремениванием классических пьес и мичуринской любовью к скрещиванию, например, Довлатова с Кэрроллом, а Гоцци с Достоевским. Но его новая постановка обещает стать самой спокойной и даже чеховской по атмосфере. Режиссер взялся за пьесу Владимира Набокова о семейной паре, над которой навис дамоклов меч: из тюрьмы досрочно освобожден бывший любовник жены, неудачно стрелявший в них и обещавший завершить начатое.
Ожидание страшной развязки становится для героев серьезным испытанием и проверяет их чувства на прочность. В спектакле занят звездный состав: Марина Зудина, Сергей Чонишвили, Игорь Верник и Александр Семчев, которому досталась роль
Всего через три дня после премьеры «События» в Москве покажут другой спектакль Богомолова — радикального и безжалостного «Лира», поставленного в петербургском театре «Приют Комедианта». Пьесу Шекспира режиссер превратил в черную комедию, перенеся действие в СССР времен Второй мировой войны и поменяв местами мужчин и женщин. Лира тут играет великолепная Роза Хайруллина. Вместе с дочерьми мужского пола она торжественно поднимается на трибуну Мавзолея, чтобы сообщить о своей смертельной болезни и объявить о разделе государства. Дальше начнется кровавый гиньоль и крутой микст из текстов Ницше, Варлама Шаламова и Иоанна Богослова. Ведь на самом деле речь здесь идет о конце света, который, по мнению режиссера, уже наступил. Петербургскую публику спектакль расколол на два непримиримых лагеря: одни называют постановку шедевром, другие — китчем. Так что поклонникам современного театра просто необходимо составить собственное мнение.
Этот спектакль привлечет внимание публики уже потому, что ставит его известный
Дмитрий Крымов (на фото) со своими учениками делает ни на что не похожий театр художников, где главное — не текст, а впечатляющие визуальные образы, которые рождаются прямо на наших глазах. Холокост здесь изображают, вываливая на сцену груду старой обуви, поле подсолнухов — с помощью желтых резиновых перчаток, а героинь Бунина упаковывают в ящики и распиливают, как фокусники в цирке. С литературными источниками спектакли Крымова обычно имеют мало общего. И можно только гадать, куда заведет автора фантазия на тему кондовой советской пьесы Погодина «Кремлевские куранты», где Ленин вызывает к себе прозябающего ученого Забелина с предложением срочно осветить всю страну лампочками Ильича. Известно только, что в этот театральный коллаж также войдут фрагменты из пушкинского «Бориса Годунова», пьесы Розова «В поисках радости», «Оптимистической трагедии» Вишневского и повести Васильева «А зори здесь тихие».
Евгений Писарев — признанный спец в легком жанре. На этот раз он взялся за комедию итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо, которая стала знаменита после постановки великого Джорджо Стрелера в 1985 году. По ее сюжету жизнь добропорядочной семейной пары после встречи с эксцентричным иллюзионистом превращается в головокружительный аттракцион. Убеждая
В результате неожиданных превращений, опасных трюков и роковых разоблачений иллюзия и реальность в сознании героя меняются местами. Интересно, что впервые за много лет Евгений Писарев (актер по образованию) выйдет на сцену в главной роли. «Для меня это история о силе веры. О том, что мир вокруг нас, да и мы сами — это то, во что мы верим», — говорит режиссер.
Минувший сезон завершился громким скандалом на Таганке: Юрий Любимов (на фото) после очередного конфликта с труппой ушел из созданного им театра, но заявил, что не перестанет работать и собирается поставить «Бесов» Достоевского, посвятив спектакль мятежным артистам. Департамент культуры Москвы по-
обещал профинансировать постановку и предложил мастеру выбрать любую площадку. В результате выбор пал на Театр имени Вахтангова, где Юрий Любимов начинал свой театральный путь. Репетиции начались в январе и будут идти в ежедневном режиме, потому что премьеру планируют сыграть уже 27 марта, к Международному дню театра. Параллельно
Питерский режиссер Лев Эренбург, создатель Небольшого драматического театра, по первому образованию врач. Поэтому в своих отдающих физиологизмом и по уши погруженных в быт спектаклях он всегда ставит героям точные диагнозы. Но если по отношению, скажем, к Чехову такой медицинский подход может раздражать, в случае с «Преступлением и наказанием» он кажется вполне уместным: у героев Достоевского такой ворох разных душевных и физических недугов, что впору собирать консилиум. Так что режиссеру будет где разгуляться. Ужасно интересно, какими получатся Мармеладов у Сергея Сосновского, Соня — у Яны Гладких, Порфирий — у Михаила Пореченкова и, конечно, Раскольников — у молодого актера Кирилла Плетнева (на фото), пока больше известного по кинобоевикам.
В этом сезоне Сергей Женовач (на фото) решил удивить публику. Вместо привычной для Студии театрального искусства классики — Достоевского, Чехова, Платонова — он впервые взялся за классику советскую, вернее, антисоветскую: за книгу Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки». «В этом произведении заложен заряд сценичности и театральности, который пока еще никому не удалось разгадать», — утверждает режиссер.
При этом он хочет особый акцент сделать на том, что это не роман и не повесть, а именно поэма. Работать с непривычными для театра жанрами Сергей Женовач умеет как никто: даже из разрозненных записных книжек Чехова он сумел сделать цельный спектакль.
Так что и книгу Ерофеева режиссер не будет превращать в пьесу, а поставит весь текст целиком. А текста и персонажей там немало, поэтому будет задействована почти вся труппа театра. ?