Всеобщий дресс-код приведет россиян к счастью

Представитель РПЦ Всеволод Чаплин обратился к россиянам с предложением ввести «всероссийский дресс-код»

Развязный внешний вид, вот причина многих несчастий россиян, считает глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. А потому представитель Российской православной церкви (РПЦ) предлагает ввести «общероссийский дресс-код», который регулировал бы нормы внешнего вида мужчин и женщин в общественных местах. Однако историки моды уверены, что традиция русского костюма утрачена безвозвратно, а к современному костюму стоит относиться демократичней. В то же время всегда существовали и продолжают существовать нормы костюма для политиков, госслужащих, так называемых «белых воротничков», ну и конечно для светского общества.

Протоирей Всеволод Чаплин обратился к россиянам в открытом письме, опубликованном «Интерфаксом».

«Развязный внешний вид и развязное поведение — прямая дорога к несчастью. К пустым „любвям на один раз“. К краткосрочным бракам, за которыми тут же следуют крысиные разводы. К сломанным судьбам детей. К одиночеству и безумию. К жизненной катастрофе», — пишет Всеволод Чаплин.

Он со ссылкой на историю отмечает, что внешний вид не только личное дело каждого, он касается и общества. Критики протоирея подвергся современный выбор в одежде и женщин и мужчин.

«Женщина, условно одетая или раскрашенная, как клоун, женщина, которая таким образом рассчитывает на знакомства на улице, в метро или баре, не только рискует нарваться на пьяного идиота, но уж точно не найдет себе в спутники жизни мужчину, имеющего хотя бы зачатки разума и самоуважения. Найдет, может быть, трезвого идиота, но разве его она по-настоящему ищет?» — обращает внимание представитель РПЦ.

«Кстати, мужчин это не в меньшей мере касается. Тип, одетый посреди большого города в шорты и майку, в треники и тапочки, точно так же не достоин уважения. Только жалости — если он бомж, например», — добавляет протоирей.

Он считает положительной тенденцией то, что сегодня компании, вузы и школы вводят дресс-код.

«Хорошо бы и общероссийский дресс-код придумать (на стрип-бары и публичные дома, так уж и быть, можно его не распространять). Думаю, доживем мы и до тех времен, когда из приличного места неприлично одетую особу или того самого типа в трениках будут выводить. Ну, или уважающие себя люди будут в таком месте откланиваться и удаляться. Думаете — утопия? Да нет, скоро придется привыкать», — заключает протоирей.

Заметим, сегодняшнее письмо послужило объяснением к его декабрьским высказываниям о том, что мини-юбки провоцируют изнасилования. Чаплин тогда сказал, что развязно себя ведущая и откровенно одетая женщина не права «вне зависимости от того, изнасиловали ее или нет». «Если женщина одета в офисе как проститутка, то другие женщины должны иметь право ей об этом сказать», — напоминает Lenta.ru заявление Всеволода Чаплина.

Его слова наряду с некоторыми другими высказываниями представителей РПЦ вызвали в обществе неоднозначную реакцию. Так, в интернете появилась онлайн-петиция, обращенная к главе РПЦ патриарху Кириллу, где указывалось, что внешний вид россиян является частным делом. Патриарха попросили добиться от представителей церкви извинений за «недопустимые в современном обществе заявления» и не допускать впредь пропаганды дискриминации женщин.

Общепринятый костюм в Россию не вернуть

Но, как бы не сокрушались сторонники всеобщего дресс-кода о современных модных течениях, но эксперты считают, что общепринятые правила в одежде ушли из России безвозвратно.

«До Петра I в России были общие правила одежды, так называемый дресс-код. Когда Петр I сбрил бороды боярам и прорубил окно в Европу, тогда в российскую культуру проникло опосредованное европейское понимание костюма вообще. В советские годы не существовало никакого государственного регламента относительно правил одежды, но люди зарабатывали одинаково, и одежда продавалась однообразная», — рассказывает историк моды Николай Лобанов, профессор кафедры проектирования художественного костюма МГТУ им. Косыгина.

«Введение каких-то общепринятых норм в области костюма, будет воспринято двояко», — считает эксперт.

«К костюму следуют относиться демократичней, хотя это и большая часть культуры. Что было до Петра, этого уже не вернуть», — добавляет профессор Николай Лобанов.

В это связи интересно вспомнить высказывание еще одного эксперта в области моды Александра Васильева. Он считает, что православные россияне не должны соблюдать нормы «одежды для храма»

«Я считаю, что специальная „одежда для храма“ является анахронизмом и ересью», — сказал он в интервью порталу «Интерфаксу».

Историк моды указал на примеры того, как одевались прихожанки в XIX веке. «Посмотрите любую картину русского художника-передвижника XIX века, где изображены прихожане храмов, вы увидите, что там дамы и в шляпах, и в вуалях, и в кружевах, и в моднейших платьях с кринолином, с турнюром», — заметил Васильев.

«Это совершенно никак не связано с тем деревенским анахронизмом, который нам сейчас пытаются продать за признак истой религиозности», — убежден искусствовед

Правозащитники уже заявили протест всеобщему дресс-коду

Ветеран правозащитного движения России, глава старейшей в стране правозащитной организации Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева считает недопустимым ограничивать граждан в выборе одежды. Это недопустимо в светском государстве, сказала она агентству «Интерфакс».

«Пусть человек как хочет, так и одевается. Потом они будут говорить, что нечего женщинам красить губы», — сказала Людмила Алексеева.

«В Чечне в общественные места женщин не пускают без платков. Это мусульманский дресс-код. Теперь предлагают православный дресс-код. Потом еще какой-нибудь дресс-код придумают. Я сама не хожу ни в мини-юбках, ни в декольте. Но кому, какое дело, как человек одевается? Хватит стеснять свободу людей», — сказала правозащитница.