В то время, когда в Тегеране все находятся в напряженном ожидании: позволят себе США агрессивные действия по отношению к Ирану или нет, русские артисты едут на международный театральный фестиваль "Фаджр" в столицу исламской республики.
Этот смотр проходит не первый год, раньше на него приезжали коллективы из Таджикистана, Узбекистана, а на этот раз местное министерство культуры решило пригласить московский театр "Школа современной пьесы" и предоставить коллективу выбор - мол, что хотите, то и показывайте.
Иосиф Райхельгауз остановился на "Чайке" Бориса Акунина, в которой заняты Ирина Алферова, Нина Шацкая, Ольга Гусилетова, Владимир Качан, Альберт Филозов, Сергей Багов. Накануне отлета труппы в опасный регион я разговаривала с Ниной Шацкой, и она честно призналась, что трусит туда лететь, мол, неизвестно, чем этот вояж может закончиться. Но разрушать корпоративную солидарность не может, поэтому собирает чемодан и надеется, что спектакль там пройдет хорошо.
Так оно и случилось. На двух спектаклях "Чайки" городской театр в Тегеране был переполнен, хотя многие из зрителей впервые слышали и о Чехове, и об Акунине. Особенно горячо зрители реагировали на некоторые фразы, которые актеры специально для местной публики произносили по-персидски. Ну а вот в плане европейской раскрепощенности артистам пришлось несколько "укоротить" себя по настоятельной просьбе цензурной комиссии, предложившей убрать из спектакля все эротические сцены и заменить декольте у актрис на строгие платья, закрывающие шею, руки, ноги. Как говорится, "в чужой монастырь со своим уставом не лезут", поэтому акунинская "Чайка" в Тегеране стала необычайно целомудренной, чего, кстати, добивались от режиссера и некоторые московские критики, но режиссер воспринимал это как посягательство на свою свободу. А тут ему пришлось смирить свой нрав.