В столичной подземке на первый взгляд все как обычно: те же потоки спешащих людей, нищие в
В столичной подземке на первый взгляд все как обычно: те же потоки спешащих людей, нищие в переходах. Разве что люди в форме и с собаками встречаются на каждом шагу. Почти все молоды и не производят впечатления матерых борцов с террористами.
- Вообще-то мы "срочники", - рассказал "Труду" начальник патруля на станции "Чистые пруды" сержант Дашивец. - Нам приказали, вот мы и здесь. Ходим, следим, чтобы не было забытых сумок, пакетов. Если найдем - должны сообщить милиционеру, а он уже примет меры. Пока ничего не было.
Станция метро "Тверская". Люди спешат по своим делам. Никакой паники. "А почему я должен кого-то бояться? - рассуждает пассажир по имени Михаил. - Террористы только и добиваются, чтобы мы боялись. К тому же на работу все равно надо".
Тем временем дежурная по эскалатору, бабушка - божий одуванчик, дремлет за монитором. Разбуженная корреспондентом "Труда", она в растерянности оглядывается по сторонам:
- Террористы? Да я и не слышала ничего... У меня все как обычно...
На "Комсомольской" публика "вокзальная" - сумки, чемоданы, мешки то и дело мелькают в толпе. А вдруг в какой-то из них взрывчатка?
- Все сумки, мы, конечно, не проверяем, - рассказывает патрулирующий станцию милиционер, - но подозрительных людей все-таки просим показать багаж...
Насчет сумок тут проинструктированы даже уборщицы. "Я каждое утро расписываюсь в специальном журнале у милиционеров за то, что проинструктирована насчет забытых сумок", - говорит Ирина, подметающая на станции "Комсомольская".
Опрошенные нами работники станций метрополитена, продавцы газет как один твердили: ничего необычного не заметили, вот только сотовые телефоны перестали работать...
И в самом деле телефон молчал. Как выяснилось, мобильную связь в метро намеренно отключили по распоряжению ФСБ. Подобная мера не раз применялась и зарекомендовала себя как эффективный способ пресечения общения между террористами.
На постах ГИБДД самая работа. Осташковское шоссе гудит. Несмотря на полуденное время, в столицу тесным потоком в три ряда идут машины. Инспектора Илья Барышников и Андрей Козлов в паре. Илья останавливает очередную легковушку. Андрей сразу собирается, становится чуть сзади, правая рука ложится на автомат - боевая готовность! Все по инструкции. Оба помнят ее наизусть.
- Жизнь заставляет, сколько наших ребят пострадало как раз при проверках. Сразу ведь не поймешь, что у человека на уме, что за груз перевозит. Разные водители попадаются, - говорит Андрей.
- Но сегодня, наверное, бдительность утроили?
- Ну, не втрое. Однако, конечно, повнимательнее смотрим. Приказ.
Тут Андрей кричит напарнику: "Семеныч, тормозни девятку, больно стекла темные - не видно, кто за рулем".
Машина тормозит справа, никто не выходит. Илья подходит к открытому окну, поворачивается к нам и улыбается. Через несколько секунд понимаем, почему: из окошка показывается элегантная женская ручка...
- И на старуху бывает проруха, обознался, - мнется Андрей, потом серьезно объясняет: - А вообще-то сейчас и женщины могут возить в машине все что угодно.
С утра пост ДПС усилил капитан милиции Михаил Фомин. Он из отдела борьбы с экономическими преступлениями. В чем его задача в связи с угрозой террористических актов?
- Я смотрю сопроводительные документы на перевозимые грузы. Имею право и посмотреть, соответствует ли груз тому, что записано в бумагах. Пока все нормально.
- Может, потому, что Осташковское шоссе не такое людное, как Ленинградка, Ярославка?
- Не скажите! Если кто захочет провезти контрабанду, то как раз и прут через второстепенные дороги. А тут, между прочим, и техническое оснащение, и компьютерное обеспечение практически такое же, как и на основных трассах. Об инспекторах молчу - все опытные. Кроме того, в критических ситуациях на посты ДПС прибывают кинологи с оперативниками угрозыска.
Илья Барышников поднимает жезл, фура останавливается. Водитель с бумагами в руках подходит к инспектору и показывает пломбу на задних дверцах кузова. Инспектор просматривает документы и отпускает машину. А нам говорит:
- Раз пломба на месте - значит, нам проверять просто так нельзя...
Голос по рации предупреждает постовых, чтобы были внимательнее: проверка едет. Что такое?
- Мы проверяем и нас проверяют. Не соскучишься!
А КАК У НИХ?
Британия n Сейчас уровень террористической опасности в Великобритании оценивается как "чрезвычайно высокий" (следующий после "самого высокого"). Как рассказал корреспонденту "Труда" источник в органах безопасности, никогда прежде положение не было таким серьезным, как сейчас. Предполагается, что "Аль-Каида" создала в Британии сложную и разветвленную структуру ячеек наподобие той, которую использовала Ирландская республиканская армия. В каждой есть свой лидер, ответственный за вооружение "снабженец", а также несколько добровольцев. На борьбу с этой угрозой направляются большие силы. С 11 сентября 2001 года штат МИ-5 увеличился почти в 1,5 раза и составляет 2800 человек. Надо сказать, все чрезвычайные службы хорошо знают, что им надлежит делать в такой ситуации. Отработке навыков работы в экстремальных условиях способствуют и многочисленные тренировочные тревоги, объявляемые на различных объектах: на улицах, в метро, в аэропортах. Что касается населения, то в основном людям рекомендуют сохранять бдительность и звонить по телефонам "горячей линии", заметив что-либо подозрительное.
Недавно объявлено, что МИ-5 запускает систему оповещения об изменении уровня террористической угрозы посредством электронной почты.
Зураб НАЛБАНДЯН, соб. корр. "Труда"
Испания n Здешнее МВД объявляет высшую - третью - степень террористической угрозы в случае подтверждения данных о наличии реальной опасности для государства. В головном полицейском офисе мне сказали, что при чрезвычайной ситуации усиливается охрана транспортных узлов, высотных зданий, учреждений, систем жизнеобеспечения городов и других особо важных объектов. План предусматривает боевое круглосуточное дежурство сотрудников национальной полиции, гражданских гвардейцев. Кроме того, могут привлекаться и отдельные подразделения вооруженных сил для проверки и охраны железных дорог, аэропортов и морских портов, а также плотин, электростанций, водохранилищ. Особое внимание уделяется охране метрополитена, а также контролю багажа пассажиров самолетов, поездов и автобусов. Третий уровень опасности подразумевает и проведение дополнительных проверок автотранспорта на дорогах.
Эдуард ГУЩИН, соб. корр. "Труда"