ДОЛГОВАЯ КЛЕТКА

По словам министра регионального развития Владимира Яковлева, размер кредиторской задолженности предприятий ЖКХ превышает 300 миллиардов рублей, а около 53 процентов их доходов идет на обслуживание этого долга. Почему так происходит - наш корреспондент изучал на примере жителей Еврейской автономной области.

ЗВЕРЬ ПО ИМЕНИ ДОЛЖНИК
Биробиджан. Поздний вечер. Темная лестничная площадка панельной многоэтажки. Стены расписаны непристойными картинками. Мы не в джунглях, но на охоте - за должниками по квартплате. Ободранная дверь резко распахивается. Из мрака квартиры высовывается черный силуэт хозяина берлоги:
- Ребята, дайте водички попить - "трубы горят".
- Так у себя на кухне и попей!
- Не могу. За долги все отключили - свет, газ и воду. А вам чего надо-то?
- Долг за квартиру!
- Пошли вы... денег нет.
И мы идем... Впереди - Женя Лезина, юрисконсульт БМУПа - Биробиджанского городского муниципального управления "Единый заказчик". Ее задача - выколачивать долги из 1123 неплательщиков, которые задолжали МУПу больше 45 миллионов рублей. Всю рабочую неделю Женя проводит в суде (больше 200 владельцев квартир задолжали городским коммунальщикам по 40 - 70 тысяч рублей - это кандидаты на выселение в неблагоустроенное жилье). А по пятницам вечером обходит "проблемные" квартиры, чтобы вручить хозяевам уведомление о необходимости платить за коммунальные удобства. Сегодня в списке - 16 адресов. Первый пяток квартир обегаем быстро - они заперты или хозяева в загуле. В шестой дверь открывает Сергей Козырев (задолжал больше 32 тысяч рублей):
- У меня двое детей и больная жена. Зарплата 5 тысяч, квартплата - 2200 рублей. А на что жить?
- Так оформите субсидию! - парирует Женя.
- Не могу. По закону, если один взрослый член семьи не работает, субсидия не положена.
- Возьмите ссуду в банке...
- Не дают из-за долга по квартплате.
Этот заколдованный круг не может разорвать и семья Татьяны Коневой (40 тысяч долга). Сын фактически работает, но без оформления трудового договора. Мать-одиночку с тремя детьми Елену Пономареву (на ней висят 42 тысячи) тоже не берут на работу, поэтому не может оформить субсидию. Что ни семья - клубок проблем в обертке нищеты.
В общем, наша вечерняя охота на коммунальных должников закончилась ничем. Что же делать с этой армией неплательщиков?
КОММУНАЛЬНАЯ ПЕРЕБРАНКА
- Их надо полностью отключать от тепла, воды и всех прочих удобств. Пусть выживают, как могут, - считают рядовые коммунальщики.
- Нет, с ними надо работать, - возражает подчиненным начальник областного управления ЖКХ ЕАО Виктор Орел. - 200 миллионов рублей их долгов - это двухгодичный бюджет областного ЖКХ на подготовку к отопительному сезону.
Может быть, действительно, выселить всех неплательщиков за 101-й километр?
- Нельзя, - возражает Женя Лезина. - Во-первых, в городе нет переселенческого жилья. Во-вторых, взыскивая долги через суд, мы несем огромные расходы. К тому же многие бедные семьи имеют несовершеннолетних детей, и суд, как правило, встает на их защиту. Я не вижу выхода из этого тупика.
- Не там ищете, - наставил меня на путь истинный Виктор Орел. - Главный наш должник - государство.
ПО ЗАМКНУТОМУ КРУГУ
- Прав коллега, - поддержал, правда, неофициально, Виктора Орла чиновник из минжилкоммунхоза Хабаровского края, где коммунальные долги уже приближаются к полутора миллиардам рублей. - Около 50 процентов долгов составляют невыплаты коммунальщиков в федеральные и региональные бюджетные и внебюджетные фонды. Списывать их никто не позволит...
- Так списали бы долги хоть бедным...
- Опасно. Добропорядочные плательщики могут взбунтоваться и тоже прекратят платить. Треть должников - состоятельные люди. Их надо тащить в суд. Еще треть - небогатые, которые получают по 2 - 3 тысячи рублей в месяц. Их можно защитить субсидиями. И только последняя треть должников - нищие. Их невозвратные долги по закону надо списывать каждые 3 года, но никто этого не делает.
- Доля населения в долгах ЖКХ - минимальная, - утверждает и депутат Госдумы Галина Хованская. - Основной должник коммунальщиков - федеральный бюджет, который систематически не платит работникам ЖКХ за льготников. А это приводит коммунальные предприятия к банкротству. Правительство не отпускает деньги на коммунальные расходы бюджетным организациям, они, в свою очередь, не платят коммунхозам, а те - энергетикам... Как оздоровить ЖКХ? Я считаю, что государство должно полностью рассчитаться со своими долгами. Надо списать пени (там миллиарды набегают) и больше их пока не начислять. И "бородатые" долги, которые невозможно взыскать, тоже списать. Сейчас в Минрегион-развития РФ готовится проект закона об оздоровлении предприятий ЖКХ.
В законопроекте настораживает одно: речь тут идет не столько о списании долгов, сколько об их "урегулировании" - погашении пени, рассрочках и так далее. Создается впечатление, что чиновники не хотят решить проблему раз и навсегда. Этому торможению, возможно, есть простое объяснение - российская коммуналка изношена до предела. 60 - 80 процентов труб, проводов, кранов могут развалиться в любой момент. Если не будет долгов, то чем оправдывать пробуксовку реформы ЖКХ, многочисленные аварии? Не по этой ли причине правительственные чиновники не спешат полностью расплатиться с коммунальщиками, а хотят только слегка "реконструировать" их долговую клетку?