Приехав в Вологду, я обнаружила, что театры тут существуют сами по себе, а писатели сами по себе. А ведь здесь жил и творил Константин Батюшков (он захоронен в ныне действующем Спасо-Прилуцком мужском монастыре); летописец Москвы Владимир Гиляровский, начавший сочинять стихи учеником местной гимназии; Варлам Шаламов, автор знаменитых "Колымских рассказов", просидевший в сталинских лагерях около 15 лет; поэт Николай Рубцов, которого называют "вологодским Есениным".
Несмотря на этот исторический фон, в репертуаре двух ведущих театров нет ни одной постановки по произведениям Виктора Астафьева (долгое время жившего в Вологде), Василия Белова (его тут ставили только в 70-е годы), ни инсценировок по Варламу Шаламову, ни композиций по стихам Николая Рубцова. Я спросила у руководителя Молодежного театра Бориса Гранатова (коллектив которого в 2000 году был признан лучшим среди 49 российских ТЮЗов), почему он не поставил поэтический спектакль к 70-летию Рубцова? Ученик Анатолия Эфроса ответил мне: мол, композиция по стихам Рубцова давно им написана, да только в местном Союзе писателей отнеслись к ней с подозрением, и он решил "не дразнить гусей". В общем, театр не стал ссориться с мастерами пера, но при этом обделил зрителей, влюбленных в творчество своего поэта.
В связи с этим я вспомнила о Владимире Гиляровском, 150-летие которого недавно отметили его земляки-вологжане. Ведь это он, автор знаменитой книги "Москва и москвичи", помогал Константину Станиславскому при постановке горьковской пьесы "На дне", устраивая актерам экскурсии по притонам и ночлежкам, показывая им среду обитания их будущих героев. Почему же сейчас в Вологде писатели остаются в стороне от жизни своих театров? Неужели они не знают, что театры "питаются" литературой, вызывая, в свою очередь, у малочитающей публики интерес к классике и современной прозе?
То, что писатели не дружат с режиссерами, к этому в городе как бы привыкли, но ведь и два театра - Молодежный и Областной драматический - тоже друг друга не переносят, потому что их худруки поссорились на одном из совещаний. После этого коллективы превратились во враждующие кланы - ни дать ни взять Монтекки и Капулетти. Такая ситуация наводит на крайне грустные размышления и уж тем более неприемлема для небольшого города с 300-тысячным населением, где, казалось бы, интеллигенция должна объединяться и подавать пример толерантности, умения слушать и понимать других. С другой стороны, способен ли случившийся конфликт повлиять на отношение публики к спектаклям, к игре актеров, которые работают честно? Еще как, потому что уполномоченные театров, распространяя билеты среди школ и на предприятиях, теперь могут запросто хулить постановки своих противников. Ведь плохая молва - страшная сила! Она тоже способна больно бить по карману театров. Борис Гранатов, возглавляющий Молодежный коллетив в течение 20 лет, прекрасно это понимает, но...
Уж кто-кто, а он-то хорошо чувствует своих зрителей, зная, какие им нужны представления. В этом я убедилась, побывав на спектакле "Любовь к одному апельсину" Карло Гоцци и поговорив с ребятами, приехавшими из детского дома N 5 и смотревшими сказку второй раз. Они в один голос заявили, что им не было скучно, потому что спектакль "очень красивый", а герои добрые. Наверное, это и есть то главное, в чем сейчас нуждаются эти обездоленные дети. Никто не знает, как в будущем сложится их жизнь, но, по крайней мере, они надолго запомнят радушный Молодежный театр, где посмотрели еще один пронзительный спектакль "В списках не значился" Бориса Васильева, повествующий о защитниках Брестской крепости. Борис Гранатов убежден: такие спектакли необходимы юному поколению, в них кроется то главное, что способствует духовному росту подростка, делает его нравственно стойким. Поэтому вместе с художником Степаном Зограбяном он поставил еще один спектакль о Великой Отечественной - "День победы среди войны", получив за него на VIII Международном театральном фестивале "Голоса истории" Гран-при. Это удивительное театральное "сочинение", в котором главным "действующим лицом" является Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, прозвучавшая 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде. В этом спектакле нет ни одной второстепенной роли, как нет второстепенных музыкантов в симфоническом оркестре. Каждый персонаж, находясь на грани физического выживания в голодном, ледяном городе, считает своим долгом сыграть эту симфонию и тем самым победить смерть.
В этом году Молодежному театру исполняется всего 30 лет, в то время как областной драматический театр уже перешагнул 155-летие, но, увы, звания академического так и не получил. Странно и другое: этот коллектив до сих пор безымянный, на его афише не значится имени кого-либо из великих русских писателей, хотя его репертуар всегда состоял из произведений Островского, Чехова, Горького. Вот и нынешний худрук Зураб Нанобашвили, приехавший четыре года назад из Иваново, начал свою режиссерскую деятельность с "Женитьбы Бальзаминова" Островского и "Сна в летнюю ночь" Шекспира, не чураясь при этом и чисто развлекательных сюжетов, поскольку ему надо вернуть в зал публику, которая в последнее время стала обходить театр стороной. Поэтому он совершил в театре небольшую "бархатную" революцию, делая ставку на яркие, зрелищные спектакли с богатым оформлением и шикарными костюмами. Бывший директор Владислав Метелица нынче переведен в замы, а все спектакли, которые он ставил, сняты с репертуара...
Крутые виражи в жизни любого театра никогда не проходят безболезненно для труппы. К тому же теперь из-за того, что между Гранатовым и Нанобашвили пробежала черная кошка, актеры не могут, как раньше, выступать в спектаклях Молодежного театра. И от этого много теряют как творчески, так и материально, ибо лишняя сотня рублей никогда не помешает при зарплате в шесть-семь тысяч рублей.
В общем, два вологодских театра превратились в неприступные крепости, куда чужаков велено "не пущать". Жаль, конечно, потому что они не учитывают очевидного - чем больше тинейджеров посетит Молодежный театр, тем больше в скором времени будет взрослых зрителей в драматическом театре: "сообщающиеся сосуды". Конкуренция между театральными коллективами всегда была и будет, но когда она приобретает такие уродливые формы, то добра не жди. Помнится, еще Станиславский предупреждал: главное в театре - это этика. Похоже, в Вологде об этом основательно подзабыли.