ЛОВИСЬ, РЫБКА, БОЛЬШАЯ...

Вышел в прокат комедийный боевик "Сматывай удочки" дебютанта Олега Степченко (он автор сценария, режиссер и продюсер в одном лице). В пересказе сюжет звучит незамысловато. Два недотепы-бандита теряют саквояж с миллионом долларов. Деньги находят два друга студенческого возраста и начинают их тратить. Затем вчетвером герои переживают смешные (а чаще не очень) злоключения, пытаясь собрать всю сумму, чтобы отдать ее мафиозному боссу-американцу.

Несмотря на внушительный подъем отечественного кинопроизводства последних лет, браться за комедию по-прежнему мало кто решается. Продюсеров понять можно: в этом жанре у нас успешных проектов раз, два и обчелся. Признанных комедиографов можно по пальцам перечесть, да и, судя по последним фильмам Эльдара Рязанова, они, как бы это помягче сказать, отстали от жизни. Молодым же авторам не хватает то ли таланта, то ли характера, чтобы противостоять влиянию американских образцов жанра.
Вот и новая как бы российская картина напичкана атрибутами массового голливудского кино: непременные пачки долларов, гангстеры в черных костюмах, пластиковые мешочки с кокаином, игра в казино, расчлененка... Особый разговор про культ Элвиса Пресли, на котором построены чуть ли не половина визуального ряда и музыкального сопровождения картины. Герои, обитая в Москве и окрестностях, одеваются в пестрые образчики одежды короля рок-н-ролла, ездят на его розовом кадиллаке, распевают его песни... Сомнительно, чтобы в России так сильно процветало помешательство "на Элвисе", как, скажем, оно развито в Америке. Очевидно, не без расчета на американский кинорынок "Сматывай удочки" и затевался. Не для этого ли в проект позвали тарантиновского актера Майкла Мэдсена на крошечную роль Босса, который весь фильм кружит на лимузине вдоль голливудских холмов у себя в Америке, ждет денег и учится сквернословить по-русски.
Мне возразят, что "Сматывай удочки" весь из себя проамериканский потому-де, что это пародия на голливудские боевики, насмешка над кинематографическими штампами. Но тягаться с американцами в искусстве вышучивания самих себя - дело почти безнадежное. Российские реалии куда более подходят для комедии, а отечественные традиции жанра в лучших образцах не уступают западным. За это говорят и богатейшая на юмор русская литература, и лучшие российские комедии, рейтинг которых до сих пор сумасшедший. Жаль, что эта в общем-то небесталанная картина, а операторская работа Дмитрия Мальцева местами просто завораживает, способна лишь слегка позабавить поклонников "Криминального чтива", "Людей в черном" и других удачных образчиков голливудского масс-культа и поддержать репутацию и без того прочно заполонившего российский рынок американского кино.