Заместитель начальника пограничной комендатуры Иола (Московский погранотряд, Таджикистан) по снабжению майор Евгений ЩЕГЛОВ отвечает:
- Ты видел, кто приходит к нам служить? Кожа да кости! Прежде чем посылать их на боевое задание, надо месяца три откармливать. Иначе толку не будет. У меня все для этого есть. Возьми погранзаставу имени Героя России Николая Смирнова. Куры, телята, поросята. А кроме того, огород - помидоры, огурцы, сад - груши, яблоки, сливы.
Добротное жилье, огороды и даже поросята, бегающие по заставам, говорят о том, что пограничники пришли сюда надолго. Будут стоять здесь и охранять доверенные им рубежи. Вот почему офицеры привозят на заставы своих жен, детей: они спокойны за их судьбу...
В Итум-Калинском погранотряде все совсем иначе. Чаще всего слышишь одно слово - "временно". Временно соорудили дорогу, временно оборудовали пост, временно поставили палатки... Так на российско-грузинской границе продолжается уже четыре года. Между тем в отряде больше тридцати офицеров, у которых в этом бардаке (другое слово трудно подобрать) проживают семьи. Начальник одной из застав перевез к себе жену и сынишку четырех с половиной лет - некуда было пристроить на Большой земле. Как перенесет в палатке или землянке в горах суровую кавказскую зиму карапуз, - одному Богу известно.
Рассказывает начальник Итум-Калинского отряда полковник Иван АГЕЕНКО:
- На высоте 2300-3000 метров холод и ветер. А там у нас несут службу наблюдательные посты. Сообщение - только вертолетом. Кое-что забрасываем. Иногда смены переправляем. Но наш вертолет чаще всего находится в состоянии ремонта. То есть не летает. Поэтому солдатам все приходится таскать на себе, даже дрова.
Итум-Калинский погранотряд находится в "пекле". В тылу отряда - горный край Чечни, который пока не очищен от бандитов. Шатили, Шатой, Шарой, Итум-Кале, Аргунское ущелье - эти названия часто мелькают в сообщениях о дерзких вылазках всякой бандитской нечисти. В начале августа 2002 года Итум-Калинский отряд уничтожил большую группу боевиков. Уничтожил своими силами и средствами и с небольшими потерями - восемь солдат погибли, пятеро были ранены. Неужели такие ребята не заслужили человеческих условий для жизни?