- Для своих подопечных я не был тренером в традиционном смысле слова, они все как бы входили в состав моей семьи. Ведь я заботился и об их невестах, и о новых квартирах, и о машинах, и об отдыхе ребят.
- А с какого возраста вы начали работать со сборной?
- В 28 лет я уже поехал на Олимпиаду-56 в Мельбурн, где помогал главному тренеру Степану Спандарьяну. К слову, именно там я познакомился и с американскими тренерами, наблюдал за тренировками команды США "из-за кулис". Причем попасть на такие секретные для многих занятия мне помогли мои латышские друзья - ведь я немало лет тренировал рижскую команду СКА, меня и сейчас еще помнят рижские болельщики...
- Почти полвека работы в тренерском, "мозговом" центре сборной страны позволили вам определить модель первоклассного баскетболиста. По вашему пути идут теперь другие. Но все-таки среди учеников есть самые любимые?
- Мои симпатии отданы игрокам разных поколений. И все же, разумеется, назову тех, кто составлял в баскетболе целую эпоху. Это Сергей Белов, Арвидас Сабонис, Шарунас Марчюленис, Сергей Тараканов, Геннадий Вольнов.
Помню, перед Играми в Сеуле на тренировке порвался "ахилл" у Сабониса. Шок, тишина воцарилась в зале. Арвидас упал. Ребята бросились к нему. И он, показывая на свою повисшую ногу, сказал: "Все, отпрыгался". Затем - две сложнейшие операции. И была еще Олимпиада в Сеуле. Но, чтобы снова вернуться в команду, Сабонису и всей сборной пришлось пережить многое. Мы успешно прошли сито отборочного турнира и без Арвидаса завоевали путевку в Сеул.
Сабонис приехал в Новогорск за неделю до выезда на Олимпиаду. Пришел в зал, сел на скамейку без спортивной формы. Я подошел и попросил: "Надень кеды, создай настроение команде". "Я, наверное, поехать в Сеул не смогу", - был ответ Арвидаса. Все-таки он пошел, переоделся и поиграл 20 минут. Реакция была потрясающей: ребята засветились, забегали, заиграли с такой яростью, с таким огнем, что все были потрясены переменой в команде.
И он поехал в Сеул. Сабонис разыгрывался от матча к матчу. Убежден, что без него олимпийского "золота" нам бы не выиграть. Олимпиада стала яркой, незабываемой для нашей команды историей, изменила судьбу многих игроков - они поехали играть в НБА...
- За свою жизнь вам довелось наблюдать многих наставников. В клубе ЦСКА работали и Станислав Еремин, и Валерий Тихоненко. А теперь впервые тренерский пост занял югослав Душан Ивкович. Есть ли какая-то изюминка в его методике?
- С точки зрения методики у него нет особых секретов. Его талант - в самобытной психологии. Мне импонирует его поведение во время игры. С Душаном я знаком много лет как с соперником - моя сборная не раз встречалась с его командой на чемпионатах мира и Олимпиадах. Душан - человек очень больших амбиций. Он и себя не жалеет, и умеет зажечь своих учеников. Его страсть передается другим как эстафета, и тогда вся команда преображается. Нашему клубу ЦСКА такой наставник и нужен. Недаром мы теперь лидируем в элите Евролиги.
- Как сейчас складываются ваши отношения с Международной федерацией баскетбола (ФИБА)? Помнится, вы дружили с первым президентом ФИБА Уильямом Джонсом...
- Да, в 28 лет я с его подачи стал даже международным судьей. И показал себя весьма объективным арбитром. Подружился со многими деятелями ФИБА.
А сегодня ситуация в мировом баскетболе сложная - нет единства мнений и действий между ФИБА и Евролигой. Впрочем, постепенно клубы Евролиги по своему классу приближаются к командам НБА в США. Это обнадеживает...
- Вы планируете провести очередной матч мировых "звезд" прошлых лет на приз Гомельского?
- Непременно. 19 января в Москве наши ветераны-олимпийцы сыграют с мадридским клубом "Реал". Надеюсь, что на площадку выйдут такие "звезды", как Римас Куртинайтис, Шарунас Марчюленис, Александр Волков, Сергей Тараканов и другие. Праздником станет и турнир московских детских команд.
- Можете ли вы назвать три самых выдающихся события в вашей жизни за последние годы?
- Прежде всего рождение четвертого сына - Виталика. Ему сейчас 5 лет. А между прочим, старшему сыну Володе исполняется ровно 50. Бесспорно, мне очень дорога и памятна победа моих олимпийцев в Сеуле. И наконец, взлет клуба ЦСКА в этом сезоне - ребята показывают красивый баскетбол и в чемпионате страны, и в Евролиге.
- Александр Яковлевич, какая черта характера в наибольшей мере помогает вам в жизни?
- Пожалуй, верность своим идеям, верность друзьям. Вы представляете, по сей день я постоянно встречаюсь с друзьями моей юности - журналистом Пашей Михалевым (мы вместе начинали играть в баскетбол), с поэтому и сценаристом Яковом Костюковским. Конечно, моим душевным другом всегда был и будет родной брат Евгений, заслуженный тренер СССР, "классик" баскетбола. У меня были теплые отношения с маршалом Андреем Антоновичем Гречко, который страстно любил спорт, помогал нашему баскетболу.
- А с маршалом Георгием Жуковым вы тоже были на "ты"?
- Да, мы могли вместе отдыхать на лоне природы, ходить за грибами. Но все же определенное расстояние между нами оставалось. Мы - разные по характеру. Я - человек эмоциональный, открытый, а Жуков - нет...
- За прожитые годы достигнуто очень многое. А что-то осталось еще незавершенным?
- Да что вы! Я выполнил лишь 10 процентов из того, что планировал. Главное - впереди. Вот почему я каждое утро совершаю пробежки по нашей Пресне - надо быть в форме!