ЕВГЕНИЙ САБУРОВ: НОРМАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА ПРАВ

В конце прошлого года (28 декабря) "Труд" напечатал материал под заголовком "Конец идеологии?", в котором речь шла о прагматическом подходе современной российской власти к недавним идеологическим разногласиям, о новой политической ситуации, которая характеризуется отсутствием жесткой, непримиримой идейной оппозиции политике президента, что еще совсем недавно было нашей повседневной реальностью. Мы писали также и о том, что главными в нашей российской жизни становятся такие действительно вечные ценности, как Дом, Семья, Дети, Родители... И вот в начале нового года тему предложил продолжить доктор экономических наук, профессор, экс-премьер Крымского правительства Украины Евгений Сабуров.

- Вот в чем вы абсолютно правы, - начал Сабуров, - так это в том, что нормального человека всегда будут интересовать прежде всего его собственные дела, дела семьи, дом, район, в котором он живет, и только потом, во вторую, в третью очередь проблемы области, края, республики, страны... У нас же все было поставлено с ног на голову. Мы и по сей день лучше знаем депутатов Госдумы, заседающих в Москве, нежели депутатов своих муниципальных образований, где мы, собственно, и проживаем. Ну скажите на милость, что важнее: очередная реорганизация правительства или прорыв трубы отопления у вас дома?
- Реорганизация тоже важна...
- Разумеется, важна. Но для вас что важнее? А-а, то-то и оно! Конечно, важнее, чтобы ваш дом был теплым, чтобы дети были здоровы и счастливы. Сегодня, сейчас, а не через десять лет. Вот эта политика, которая вырастает из ваших глубоко личных интересов, из интересов вашей семьи, вашего микрорайона возвращает самому слову "политика" его первоначальное, но изрядно подзабытое уже значение - "управление городом" (от греческого "полис" - город). То есть политика - это повседневная забота о том, что непосредственно рядом с нами, что составляет нашу повседневную жизнь. И с этой точки зрения, плохие политики и плохая политика там, где жизнь человека не устроена должным образом, где ему плохо живется...
- В Приморье, например...
- Верно. Но не только в Приморье. И вы, и я можем назвать немало регионов, где о повседневных потребностях людей так называемые политики думают меньше всего. Их волнует Бог знает что, начиная от поисков некой общенациональной идеи и кончая проблемами информационной безопасности. В то время как у них под носом люди мерзнут. Так вот, мне лично сегодняшняя прагматичная и неидеологизированная политика президентской администрации кажется весьма близкой. И, судя по всему, вам тоже. Это обнадеживает, поскольку такого рода политика и составляет основу деятельности всех правых партий в развитых странах Запада, и прежде всего христианских демократов. И я надеюсь, что именно такая позиция даст нам возможность очень быстро и эффективно укрепить правый фланг политической системы страны.
- А Союзу правых сил, на ваш взгляд, это не по силам?
- Пока им не по силам главное - получить большинство в Думе и продвинуть ощутимое количество своих людей в губернаторы. Думаю, что и в обозримом будущем у них не будет для этого серьезных шансов.
- Тогда за счет чего этот правый фланг может быть укреплен?
- В этом-то и состоит смысл той идеи, о которой мы говорили с самого начала. Ее зерно в том, что основу гражданского общества должны составлять общественные организации, созданные самодеятельной инициативой граждан. Их у нас огромное количество, но, чтобы стать влиятельной политической силой, им недостает одного элемента.
- Какого?
- Они пока не умеют взаимодействовать с органами муниципального управления на местах. Понимаете, наши люди уже научились объединяться, когда нужно защитить от вырубки парк или спасти любимую речку от загрязнения. Но вот конструктивной совместной работы, вспомогательства, конкретных результатов, увы, пока очень и очень мало.
- Почему этого, на ваш взгляд, не происходит?
- Нет практики, нет методологии такого взаимодействия, нет, если хотите, привычки. Слишком долгое время мы занимались политикой, не имеющей ничего общего с реальными и повседневными человеческими интересами. А между тем, повторяю, нет ничего естественнее, чем такого рода политика. Именно на этом держится весь правый политический спектр демократически развитых стран. И у нас любой нормальный человек, озабоченный прежде всего обустройством собственной жизни, - правый, только не подозревает об этом...
- Пока не подозревает, поскольку я чувствую, что у вас уже есть на этот счет конкретные предложения...
- Одно предложение действительно есть. С депутатом Госдумы Александром Шохиным мы подумали о том, чтобы создать нечто вроде народной ассамблеи.
- Это что, еще одна организация?
- Нет, нет, никаких организаций! Это, скорее, методология взаимодействия общественных и муниципальных образований в российских регионах. Это путь перехода от оппозиционного их противостояния к конструктивному сотрудничеству. Мы хотим привлечь к взаимодействию с местной властью наиболее дееспособные общественные организации, имеющие разветвленную сеть в провинции и авторитет неуклонно отстаивающих интересы людей, такие, как "Мемориал", Московская Хельсинкская группа, Международная конференция обществ потребителей, Фонд защиты гласности, Союз журналистов...
- Похоже на то, что предлагал Александр Солженицын, когда писал о необходимости возрождения российских земств.
- Верно. Я совершенно согласен с Солженицыным в этом. Идея действительно носится в воздухе. Важно ее "заземлить". Надеюсь, получится.