Иннокентий и его след

В спектакле «Иннокентий» иркутского ТЮЗа, представленном на фестивале «Золотой витязь» в Москве, удивительным образом перекликаются история и день сегодняшний

В Москве завершился ХIV Международный театральный фестиваль «Золотой витязь». Свои работы показали коллективы из 11 регионов России, а также из Украины, Болгарии и Сербии. Мы же остановим внимание на спектакле «Иннокентий» по пьесе Валерия Хайрюзова, представленный Иркутским ТЮЗом имени Александра Вампилова и удостоенный «Золотого витязя». В нем удивительным образом перекликаются история и день сегодняшний.

...В знаменитых очерках «Фрегат «Паллада» И.А. Гончаров упоминает, как на островах близ Японии русские путешественники встретили католического миссионера, восемь лет прожившего среди туземцев. Аборигены называли его просто — «плохой человек». И тот платил той же монетой: ни одного доброго слова о местных от миссионера не услышали. Зато встреча Гончарова со святителем Иннокентием в Иркутске произвела на писателя столь сильное впечатление, что заставила его переоценить свою жизнь и иными глазами посмотреть на мир. Так велик масштаб личности и так проникновенно слово, что и сегодня, через полтора столетия, соприкасаясь с наследием святителя, мы испытываем те же чувства.

Итак, святитель Иннокентий приезжает в родной Иркутск, где не был много лет, проповедуя на Аляске и Алеутских островах. В то же время из Петербурга ждут экспедицию, которая должна установить новую границу на Востоке, передав весь правый берег Амура Китаю. Желая расстроить эти планы, генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев собирает свою экспедицию на Амур и ищет встречи с Иннокентием, к мнению которого прислушивается император, чтобы испросить благословения и заручиться поддержкой...

Такова сюжетная линия. Но есть еще и любовная интрига, и авантюрные приключения, и высадка английского десанта на берег Охотского моря, и пленение святителя Иннокентия... Есть все, что держит в напряжении зрителей. Для большинства людей, живущих по эту сторону Урала, место действия — край света. Но для сибиряков эти земли и люди, чьи имена звучат со сцены (владыка Иннокентий, губернатор Муравьев-Амурский, капитан-лейтенант Невельской), знакомы с детства. Потому так по-сибирски широко и вольно играют актеры, и музыка, написанная иркутянином Владимиром Соколовым, органично вписывается в спектакль, и слова песен протоиерея Сергия Кульпинова, настоятеля иркутского храма, звучат с особой проникновенностью.

Иннокентий 27 лет провел среди народов Сибири и Америки — колошей, якутов и алеутов. Поучительно слышать со сцены слова из его писем и сочинений. Они просвещают и нас, ныне живущих, которым порой ой как далеко до тех добрых «детей природы», какими видел их Иннокентий. Святитель оставил богатое наследие не только как миссионер, но и как ученый-этнолог, изучив колошский и кадьякский языки и составив азбуку для не имевших письменности народов.

На чем только он не передвигался по своей огромной епархии: на корабле и байдарке, на санях в собачьей упряжке и верхом, на лыжах и пешком. Таким и предстает святитель со сцены: разговаривает с тунгусским вождем, приехавшим принять крещение, чинит часы и паруса, обсуждает дела государственные — дает благословение на сплав по Амуру, чтобы утвердить присутствие России в богатом крае и закрепить за ней выход к океану. Не забудем: именно Иннокентий проложил самый короткий путь к Охотскому морю, которым пользуются и сегодня.

Нет сомнений: обращение к этой истинно русской, масштабной личности, совершенное писателем Валерием Хайрюзовым и иркутским ТЮЗом под руководством режиссера Виктора Токарева, найдет отклик в душе молодого зрителя.