На фильм о Сергее Королеве не хватает денег
Фильм о нашем великом соотечественнике Сергее Королеве «завис» из-за отсутствия финансирования. Известный кинорежиссер Юрий Кара завершил съемочный период фильма «Главный конструктор» (это вторая часть задуманной им трилогии о выдающемся ученом, создателе ракетно-космической техники). Премьеру режиссер планировал приурочить ко Дню космонавтики. И вот на завершающем этапе работы над фильмом возникла угроза долгостроя.
— Что случилось, Юрий Викторович?
— Премьера откладывается на неопределенный срок. Наши партнеры, помогавшие фильму, — Роскосмос и ОАО «РЖД» — свои обещания выполнили. Роскосмос позволил нам бесплатно снимать на Байконуре, доставлял нас туда своими самолетами. Руководство РЖД помимо поездов и паровозов той поры помогло и деньгами. Все это позволило завершить съемки. На ответственном этапе монтажно-тонировочного периода у меня были планы поработать вместе с киевской киностудией имени Довженко, в тесном контакте с которой мы делали первую ленту — о начале жизненного пути Королева. Тогда у нас с руководством и специалистами студии сложились замечательные отношения. Я им предложил поработать вместе и над фильмом «Главный конструктор», посвященным послевоенному этапу деятельности Сергея Павловича, на который пришлись и запуск первого спутника земли, и триумфальный полет Гагарина, и выход Алексея Леонова в открытый космос...
Я надеялся, в частности, с помощью киевлян сделать компьютерную графику, чтобы показать на экране те планеты — Марс, Юпитер, — на которые мечтал отправить корабли Королев. Но, к сожалению, получил отказ: дескать, сейчас им с Россией создавать совместные проекты неинтересно, их устремления нацелены на Европу. Мои увещевания, что, дескать, Королев — гордость не только России, что он не случайно вошел в список «ста великих украинцев» (Сергей Павлович родился в Житомире, учился в Одессе и Киеве), успеха не возымели.
— Как вам кажется, не вмешались ли в дело политические расчеты?
— У меня именно такое ощущение. Те ветры, которые слишком резко веют с западной части Украины, пагубно сказываются на наших традиционно братских взаимоотношениях. В экономическом плане власти Украины вынуждены считаться с обстоятельствами, а вот в культурном диалоге сплошные сбои. Тут многое можно поменять, если более активной будет позиция самой России. Например, все знают, что умирает без заказов знаменитая Ялтинская киностудия. Когда-то это был филиал студии имени Горького, наша база детского кино. Там были сняты сотни классических лент для детей и юношества. Теперь же территорию студии хотят разделить на участки и продать под строительство коттеджей. Почему бы нашему Минкульту не взять Ялтинскую студию под свой патронат, чтобы снимать там кино, сериалы для детей. Тем более в 2001 году совместным решением правительств России и Украины Ялтинская студия была акционирована, 50% отошло правительству Крыма, 50% — нашему Фонду кино. Да и Одесскую киностудию, на которой работали Станислав Говорухин, Петр Тодоровский, где снимает свое кино Кира Муратова, тоже не мешало бы поддержать, загрузить работой, как загружен, например, с участием российских кинематографистов «Беларусьфильм». Если мы будем активно налаживать с Украиной культурные связи, если будем чаще снимать совместные фильмы, устраивать громкие кинопремьеры, если в Киев, Одессу, Львов, Донецк, Полтаву на гастроли поедут наши драматические и музыкальные театры, то и в других сферах жизни, в том числе в политике, экономике, нам будет легче договориться.
— Абсолютно согласен с вами. Но вернемся к судьбе фильма «Главный конструктор». Итак, украинский Минкульт фильму о Королеве помогать не хочет. А как ведет себя наше министерство?
— На него уповаю. Надеюсь, его руководство, которое на словах активно поддерживает патриотические проекты, поможет нам и на деле. Пока ни Фонд кино, ни Минкульт не выделили фильму о нашем великом соотечественнике Сергее Павловиче Королеве ни рубля.