ПРОФЕССОР АЛЕКСАНДР КУТУЗОВ: ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО И ЕСТЬ НАША НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Президент объявил образование одним из приоритетных национальных проектов. Педагогическое сообщество замерло в ожидании: что последует дальше? Деклараций по поводу школьной реформы было великое множество, но последнее десятилетие прошлого века оказалось для российского образования очень тяжелым периодом. В 2001-м была провозглашена обнадеживающая концепция модернизации средней и высшей школы, но к существенным, адекватным переменам это не привело. Сейчас у школы снова появился шанс. И речь действительно идет о том, чтобы, сохранив лучшие национальные традиции российской школы, вывести ее в мировые лидеры. Своими мыслями о путях реформирования школы с корреспондентом "Труда" поделился ректор Московского гуманитарного педагогического института Александр Кутузов.

- Александр Геннадьевич, в России, говорят, хуже всего обстоят дела с гуманитарным образованием, мол, тут мы здорово отстаем от Запада...
- Однажды Денис Иванович Фонвизин отправил императрице Екатерине II письмо, в котором изложил занимавшие его вопросы. Один из них был такой: "Как истребить два супротивных и оба вреднейших предрассудка? Первый - будто у нас все дурно, а в чужих краях все хорошо. Второй - будто в чужих краях все дурно, а у нас все хорошо". Царица тут же откликнулась на послание писателя. Ответ был коротким: "Временем и знанием". Российская и европейская гуманитарные науки тесно связаны. Но там, за кордоном, до сих пор в ходу предубеждение, будто мы "сидим под марксизмом-ленинизмом и голову не поднимаем". Им же невдомек, что, начиная с 80-х годов, большинство научных диссертаций писалось по такому принципу: первая страница - цитаты с очередного съезда, одно-два высказывания Ленина с Брежневым, а дальше - совершенно нормальный текст. Идеологические установки, к которым на закате советской власти из образованных людей почти никто всерьез не относился, не мешали гуманитарным наукам успешно развиваться. Говорить о том, что в этой области у нас какой-то провал, значит, не иметь представления о существе проблемы.
- Все же согласитесь: в России и на Западе разный подход к образованию.
- Согласен. В их представлении образование - это услуга. Так уж сложилось, что там довлеет сугубо экономический подход. В нашей стране образование (не случайно синоним - просвещение, от слова "свет") всегда значило неизмеримо больше. Огромная империя, сначала царская, а затем советская сложилась благодаря не столько войнам и завоеваниям, сколько системе образования, позволявшей людям "на шестой части суши" идентифицировать себя одинаково, смотреть на мир одинаково. Речь при этом идет не только о русских, но о представителях всех национальностей и вероисповеданий, населявших страну. Именно образование и культура объединяли и до сих пор нас объединяют. В последние годы лихорадочно ищут и никак не могут найти национальную идею, миллиарды рублей из государственного бюджета на ее поиски выделяют. А искать-то ничего не надо, она уже есть.
- Отчего же никому из власть имущих не приходит в голову эта простая мысль?
- Странно, но факт: когда многочисленные партии идут на выборы, ни одна не предлагает своей программы в области образования. Оппозиционные силы в лице коммунистов и "яблочников" способны только на рьяную критику власти за обнищание учительства, слабое финансирование учебных заведений. Остальные партии, в том числе и кремлевские фавориты, вообще молчат, будто проблема их не касается. Большевики в 1918 году были гораздо прозорливее, провозглашая: "В чьих руках школа, в тех руках и общество". Это они отлично понимали даже в тяжелейшее время, когда все силы и средства молодого государства вытягивала борьба с голодом и разрухой. Да и при Сталине, заметьте, не было куратора образования при ЦК ВКПб, он сам им занимался.
- А в чьих руках сейчас российская школа?
- До начала 90-х годов прошлого века страна по инерции продолжала жить в рамках традиционной системы ценностей. Но когда к власти пришла новая элита, считавшая "экономизм" сакральным знанием, которое позволит решить абсолютно все вопросы, в том числе и образовательные, произошла глубочайшая драма: разлом ценностей, за которым последовал некий сдвиг в коллективном сознании. "Если вы такие умные, то почему такие бедные?" - упрекнули народ. И вроде бы по делу. Ведь полуграмотный палаточник на рынке может заработать в сто раз больше, чем инженер с высшим образованием. Компетентность стала невостребованной, мерило успеха - деньги. А когда главным становятся деньги, нужен не результат. Если мы перейдем на систему ценностей, где образование будет услугой, то страна - я говорю совершенно реальные вещи - существовать как большое единое государство просто не сможет.
- Ну да, если образование - услуга, то человек вправе ее брать или не брать.
- В том-то и дело. А как же быть с воспитанием патриотизма, гражданственности? Мы же хотим, чтобы страна сохранилась в нынешних границах. В таком случае должна быть внятная, четкая, понимаемая и принимаемая народом образовательная политика. Владимир Путин назвал образование национальным проектом. Сейчас нужно, чтобы он же сказал обществу: "Ничего не сдвинется, если мы всем миром не поймем, что такое образование, если не сделаем его действительно качественным и доступным". Удастся в рамках национального проекта повернуть ситуацию - значит, Россию ждет хорошее будущее. Ведь окончательно мы образование еще, слава Богу, не потеряли.
- Ваш вуз готовит специалистов для стран СНГ и Балтии. Зачем вам это нужно?
- Если мы хотим быть великой страной, то должны показывать и продвигать в мире достижения своей культуры. А делать это лучше всего на уровне образования. Молодые люди из Литвы, Молдавии или Узбекистана, окончив Московский гуманитарный педагогический институт, возвращаются в соседние государства не только с богатым багажом знаний, но и с реальным представлением о сегодняшней России - такой, которую по тамошнему телевидению не показывают. Для этих ребят вуз организует культурную программу - экскурсии, музейную практику, чтобы они хотя бы на пять лет почувствовали себя частью нашей страны. Россия всегда была велика тем, что была способна смотреть на годы вперед. Если будем смотреть лишь с позиции сегодняшней "кочки", то среди кочек и жить будем.