БУМЕРАНГ ВСЕГДА ВОЗВРАЩАЕТСЯ

Ситуация на внутреннем топливном рынке стала предметом особого внимания не только экономистов и потребителей горючего, но и политического руководства страны. Цены на бензин после непродолжительной заминки вновь нацелились вверх. Эксперты полагают, что начиная уже с 1 января 2005 года самая ходовая марка АИ-92 существенно подорожает в связи с повышением акцизов.

Можно ли остановить "ценовой марафон"? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в причинах роста топливных цен. Известный эксперт, председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник называет прежде всего причины экономического характера, связанные с общими показателями инфляции. Плановый, заложенный в бюджет, и фактический процент инфляции составляют базу роста цен на бензин. Однако бензиновые цены сегодня выше базовых как минимум в 2 - 2,5 раза. Почему они выросли с начала года сначала до 30, а сегодня - почти до 40 процентов?
На рост цен сверх базовых (считаемых по инфляции) повлиял ряд объективных и субъективных факторов. Среди объективных специалисты в первую очередь называют высокие мировые цены на нефть. Последние 20 лет они в среднем держались на уровне около 17 долларов за баррель. Производитель нефти в конечном итоге от каждой тонны произведенного продукта стал получать прибыли меньше, чем, скажем, в 1980 году. Причина? Появились новые технологии переработки нефти, изменились налоговые и финансовые схемы работы в странах - крупнейших потребителях нефти. А тут еще инфляция.... По логике вещей цена на нефть должна была подрасти. Но этого не произошло. В результате в 1997 - 1998 годах мы получили энергетический кризис.
Предпринятые ОПЕК меры по установлению ценового коридора на какое-то время стабилизировали ситуацию. Но ненадолго. Высокие темпы экономического роста, в первую очередь в таких странах, как США, Китай, Индия, способствовали возникновению дефицита, усугубившегося войной в Ираке. Возникшая напряженность в ближневосточном регионе - основном поставщике углеводородного сырья на мировой рынок - значительно ухудшила ситуацию. Стало ясно: дешевой нефти больше не видать.
Высокая цена на энергоресурсы всегда бумерангом возвращается производителю в виде повышения цен на другие товары и услуги. Производитель нефти понимает: если цена на нефть выше определенного уровня (сегодня это около 40 долларов за баррель), это плохо для него самого. Однако изменить ситуацию не в силах.
Еще один фактор роста цен - усиливающийся монополизм. В начале 90-х Россия ушла от монополизма министерского, но вскоре столкнулась с монополизмом крупных компаний. Для отечественной экономики это очень тяжелый пресс. Он давит мелкий и средний бизнес.
Бездействие в этом вопросе, по мнению Ю. Шафраника, ставит под сомнение выполнение многих планов и инициатив, в том числе - удвоение в ближайшие годы ВВП. Вот факты. В 1996 году независимые малые и средние нефтегазовые компании производили 16 процентов от всего объема добываемой нефти в стране. Сегодня эта цифра менее 5 процентов. Получается, что в добыче нефти уже нет конкуренции. А ведь это аксиома - чем больше малые и средние предприятия добывают, тем больше насыщается внутренний рынок.
Монополизм в нашей стране многолик. Не только добыча, но и переработка теперь в руках крупных вертикально-интегрированных компаний. Все это привело к тому, что объемы нефтепродуктов, поступающих на внутренний рынок страны от малых и средних предприятий, за последние годы снизились. Это резко ухудшает ситуацию, в том числе ценовую. Как лечить болезнь? Рецептов немного. Прежде всего, считают специалисты, это рыночные механизмы, направленные на поддержку и укрепление малого и среднего бизнеса в стране. Запустить их может правительство путем принятия соответствующих решений и жестким контролем по их выполнению всеми участниками топливного рынка страны. В руках правительства экспортные пошлины и другие запретительные меры, а также льготные цены на закупку топлива для государственных нужд.
И все же есть ли реальная возможность повлиять на рост цен? Есть, убежден Ю. Шафраник. Вот лишь один пример. Средняя себестоимость добычи тонны нефти в нашей стране - 20 долларов. Примерно по этой же цене, если постараться, нефть может поступать на перерабатывающий завод. В Нью-Йорке же покупная цена тонны нефти не ниже 280 долларов за тонну (сравните: 20 и 280!). Америка потребляет 900 миллионов тонн нефти, а мы - 150 миллионов. Стоимость же бензина в Москве и Нью-Йорке сейчас одинаковая.
Вывод напрашивается сам собой: в нашей стране сосредоточены огромные финансы. Их вполне достаточно для того, чтобы не допустить многократного (по сравнению с ростом инфляции) увеличения цен на нефтепродукты. Нужно только грамотно воспользоваться имеющимися рычагами для того, чтобы не зажимать цены на нефтепродукты внутри страны, а держать их с несколько большим ростом, чем растет инфляция, и при этом получать еще достаточные объемы налогов.
Результат может быть достигнут только волевыми согласованными действиями федеральных и региональных властей. Причем именно региональная власть должна сделать все для поддержки малого и среднего бизнеса. Тогда добыча будет расти и будет обеспечен доступ производителей на заводы по переработке нефти. В итоге обстановка на топливном рынке стабилизируется, и цены станут не запредельными, а нормальными.