Отличники по школьной географии вспомнят, что открытие архипелага принадлежит мореплавателю Магеллану. Знатоки истории скажут, что в манильском порту после Цусимского сражения стоял в ремонтных доках крейсер "Аврора", еще не подозревавший о своей дальнейшей судьбе. Редкие в этих краях россияне-туристы похвастаются сувенирами, изготовленными народными умельцами из кораллов, перламутра и жемчуга. Да еще собиратели курьезов добавят, что у Имельды Маркос - супруги авторитарного правителя Маркоса, стоявшего у власти свыше 20 лет, насчитывалась коллекция туфелек в количестве 15 тысяч пар. Вот, пожалуй, и все ассоциативные цепочки при слове "Филиппины".
Может быть, отечественные коммерсанты и предприниматели с энтузиазмом осваивают далекий рынок? Или местный капитал устремился в российские регионы? Все эти благие пожелания, которые звучали лет 10 назад в ходе визита сюда тогдашнего мининдел Козырева, не материализовались. Мы продолжаем поставлять сталепродукцию, занимающую четыре пятых экспорта, а также бумагу, картон, сухое молоко и алкоголь. В ответ филиппинцы отгружают нам табак и бананы. Торговый оборот в стоимостном выражении колеблется вокруг цифры 241 миллион долларов, и нам приходится повторять знакомую фразу о том, что экономические связи "не соответствуют имеющимся у обеих сторон возможностям".
И все же это не вся правда: в последнее время составители долгосрочной стратегии развития Филиппин заинтересовались российскими энергоносителями, в частности сжиженным газом сахалинских месторождений. Пока все намечено блеклым пунктиром. Но вектор интереса - четкий, поскольку отражает общую для региона тенденцию к диверсификации источников привозного топлива в условиях все умножающейся неопределенности с нефтедобычей на Ближнем Востоке. Такое растолкование позитивных подвижек предложил журналистам во время почти полуночной беседы на борту самолета где-то над Индийским океаном зам. министра иностранных дел России Александр Лосюков. Опытный дипломат, работавший в том числе и на Филиппинах, объяснил и смысл поездки.
Филиппины - одно из слабых звеньев в антитеррористической коалиции. Здесь существуют радикальные политические силы, исламистское сепаратистское движение, действует террористическая группировка "Абу Сайаф". Появляются сведения о попытках боевиков "Аль-Каиды" обосноваться в этих местах. В соседней Малайзии есть чеченская община, которая пока ведет себя тихо. В целом эксперты склоняются к выводу, что ЮВА, подчеркнул А. Лосюков, может превратиться в центр сосредоточения террористического интернационала.
Эти новые геополитические обстоятельства побуждают российскую дипломатию оперативно изучать мнения стран региона, с которыми у нас возникает общность интересов. Наша прямая выгода в том, чтобы верно и во всех нюансах понимать позицию потенциальных партнеров. Отвечая на вопрос "Труда", Александр Лосюков пояснил, что вслед за определением рамок сотрудничества, чем занимаются дипломаты, придет детальное и оперативное взаимодействие правоохранительных органов и спецслужб.
В этом плане многозначительной показалась фраза из интервью официального представителя МИД Александра Яковенко о том, что не исключено сотрудничество таких несхожих альянсов, как АСЕАН, куда входят Филиппины, и ШОС - Шанхайская организация сотрудничества. Похоже, "шанхайцы" зондируют почву и отрабатывают формы партнерства с третьими сторонами, в числе которых могут быть Евросоюз, США, АСЕАН. Последняя вместе с ШОС представляет собой две "системообразующие" структуры, способные вносить вклад в укрепление стабильности и безопасности в далеко не во всем предсказуемой Азии.