НЕ ГАЗУЙ!
Самое тяжкое "преступление" против своего "железного друга", которое чаще всего совершают новички за рулем, - это так называемая перекрутка двигателя. Автовладельцы как будто не читают инструкций. А там ведь все написано. Но я - о тонкостях из практики. Перекрутку двигателя можно получить буквально за несколько секунд. Картина привычная. Водитель начинает заводить машину. Движок не схватывает, но вдруг - пых, пых, он и понемногу затарахтел. Первое движение новичка - акселератор в пол. В этом и заключается самая опасная ошибка. Почему? Двигателю можно безболезненно для него давать нагрузку только тогда, когда он разогрет хотя бы до 60 градусов (рабочая температура - 90). При минус 20 движок должен набрать температуру 80 градусов минимум, чтобы выдержать нагрузку оборотов.
Что же "творит" полный газ зимой? Он резко раскручивает неразогретый и ненагруженный мотор до 8-10 тысяч оборотов - типичный разнос. Выпускные клапаны бьют по днищам поршней. Их стержни гнуться или ломаются. А дальше - каюк этим самым донышкам: они проламываются с треском. Осколки попадают в цилиндр - летит весь блок, шатуны обрываются... Такой изуродованный двигатель и капремонт не спасет.
Если даже клапана не ударят по днищам поршней, то у них лопаются тарелки. Эффект тот же.
То же самое будет, если перед началом движения сильно газовать и при этом не отпускать педаль сцепления. Запороть движок ничего не стоит и тогда, когда в пробке водитель газует, но до конца не отпускает педаль сцепления, боясь, что машина при трогании заглохнет. Этим грешат очень многие. Портится не только движок, но и горит сцепление. Бывали случаи, когда раскаленные куски маховика пробивали все на своем пути и даже бензопровод. А заканчивалось это пожаром. Короче говоря, любое излишнее напряжение на мотор зимой оборачивается неприятностями.
Что же делать в первую очередь? Повторю лишь три основные правила. Во-первых, заменить масло на зимнее и тщательнее смотреть, чтобы бензин был качественным. (Подробнее об этом разговор ниже). Во-вторых, проверить электрооборудование и особенно - свечи. Лучше на зиму поставить новые. И в-третьих, при запуске двигателя не газуйте, а вытащите ручку подсоса, если он имеется, и выжмите педаль сцепления. Только тогда, когда мотор заурчит ритмично, медленно отпустите ее. Если машина начинает глохнуть, педаль сцепления - в пол. Обогревательные системы салона, вентилятор печки, световые приборы, даже радио во время запуска должны быть выключены.
Излишнее увлечение "газованием" при выезде на улицу ничего хорошего не приносит и всем узлам ходовой части. Испортить в мороз тормозную систему - пара пустяков. Например, если проехаться несколько километров, не сняв машину с ручника. Сплошь и рядом такое бывает. Езда на ручнике выводит из строя не только тормозные колодки, но и рабочие цилиндры. Система нагревается от трения так, что от задних колес идет дым.
Другая тонкость. Ручником, если машина ночует под открытым небом или в холодном гараже, ракушке, лучше не пользоваться. Влага, которая собирается на дисках, так замерзает за ночь, что утром можно просто сорвать колодки...
Амортизаторы, сайленблоки, даже шины в мороз также требуют разогрева. Особенно, если вы не пользуетесь специальными смазками. Но тут выход прост: никогда не набирайте большую скорость сразу после выезда. Начните потихоньку, пока все узлы не разогреются сами собой. Все это относится и к рулевому управлению, детали которого тоже замерзают.
НАЛИВАЙ, ПОЕХАЛИ!
Машина без разного рода технических жидкостей мертва. Чем выше качество масел, бензина, тосола, "тормозухи" и так далее, тем живее авто. Прежде чем подбирать жидкости для холодной погоды, надо проверить и перепроверить все без исключения резиновые шланги. Резина имеет неприятное свойство трескаться от мороза. А потом и рваться. Не буду объяснять, чем грозит обрыв тормозного шланга - сами понимаете. Но испорченный бензопровод, даже если он и не резиновый, может доставить неприятностей не меньше. Про "неожиданную" утечку масла из двигателя или тосола из радиатора и говорить не стоит. Если под машиной на белом снегу вдруг появилось пятнышко, на которое летом вы бы не обратили внимание, то срочно определите, откуда вытекла жидкость. Зима невнимательности не прощает.
Но даже за хорошими шлангами и трубками нужен уход. Есть много специальных составов, которые в морозное время повышают эластичность резины и уберегают ее от разрушения. Рачительные автомобилисты промазывают ими даже шины. И правильно делают! Такие препараты не только сделают машину безопасной для езды зимой, но продлят срок жизни деталей, а значит, сберегут ваши деньги.
После шлангов проверьте прокладки, соединительные узлы шлангов, их крепления и фильтры. Для последних требование одно: подходят ли они для зимы, не износились ли, не требуют ли замены? Ответив на эти вопросы положительно, займитесь непосредственно жидкостями. С тосолом и антифризом для зимы разобраться довольно легко. На банках и бутылках обычно пишется все, что требуется.
Несложно определить, есть ли тормозная жидкость в системе. Немного сложнее с соляным раствором в аккумуляторе, но и это тоже - не проблема. Если нет прибора для определения концентрации этой жидкости, зайдите на сервис к электрикам. Они точно скажут, когда аккумулятор "сдохнет". Исходя из этих рекомендаций, и действуйте.
Разрядить аккумулятор зимой можно в два счета. Достаточно, например, несколько минут покрутить стартер. Или, если электролит "не очень", оставить аккумулятор на хорошем морозце на сутки. Касается это не только отечественных изделий, но и импортных, особенно турецких и прочих фирм.
Как подобрать моторное масло для зимы и при этом не затратить много денег? Вопрос, конечно, интересный. Большинство профессионалов считает, что зимой синтетическое моторное масло использовать гораздо выгоднее, хотя оно и стоит дороже. "Синтетика" помогает сберечь бензин, служит дольше и надежнее. Это то, что нужно в мороз. Я лично езжу на ней и зимой, и летом. И - не жалуюсь.
С бензином надо быть особо осторожным. Нет-нет, да и попадется разбавленный. То - водой, то - нефтью. И то, и другое плохо, хотя второе - хуже. Для того чтобы уберечься от воды, достаточно иногда плескать в бензобак специальный антиобледенитель. Народный метод проще - спирт. Но им сильно увлекаться не стоит. Эффект хороший: антиобледенитель связывает любую влагу, попадающую в бензин и помогает ей сгорать без последствий. Кстати, влага может образоваться и сама собой - на стенках бензопроводов и бака, если вы с мороза поставите машину в теплый гараж. Ее тоже лучше удалить препаратом. Если не успели, вода осядет и замерзнет в нижней части бензобака. Однажды мне пришлось снимать его и чистить. Дорогое удовольствие, скажу я вам!
Бензин, разбавленный соляркой, засоряет свечи, форсунки, клапана и так далее. Но главное состоит в другом: избавиться от солярки в бензине практически невозможно.
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ
Если мотор грязный, то печка будет засасывать всю гарь, которая от него исходит, в салон. На зиму поэтому не только нужно вымыть двигатель, но и заменить воздушный фильтр печки, если таковой имеется. В обязательном порядке надо проверить, есть хоть маленькие дырочки в кузове машины, в том числе и в багажнике, по которым выхлопные газы могут попасть в салон. Эту процедуру особенно рекомендую провести владельцам отечественных машин.
Еще одна жидкость сильно влияет на комфорт в салоне "незамерзайка". Недавно под Москвой нашли завод по производству стеклоочистительной жидкости на основе древесного спирта. А сколько таких подпольных заводов не найдено - одному черту известно. Так что покупайте нормальную жидкость в нормальных магазинах, а не у дяди на обочине.
Этиловый спирт тоже не сахар. Если его заливать, не разбавляя, то к концу дня можно так опьянеть от паров, что инспектор ГИБДД заподозрит неладное...
С холодом и его производными бороться легче, если иметь под рукой следующие предметы: трос, скребок, "прикуриватель", запас стеклоочистительной жидкости, световой сигнал или электрический фонарь, ведерко песка, теплую обувь и перчатки, желательно одеяло.
Удачной дороги!