РУСАДА не получило лицензии ВАДА: что делать?
Нашу олимпийскую команду спасет только разум международных чиновников. Вчерашнее решение не предоставлять Российскому антидопинговому агентству (РУСАДА) лицензии ставит наших олимпийцев, готовящихся сегодня к зимней Олимпиаде в Корее, в ситуацию полной неопределенности и тревоги. Все теперь будет зависеть от решений руководителей МОК и международных федераций.
Что же случилось в четверг в Сеуле? Из комментариев вице-премьера Виталия Мутко и министра спорта Павла Колобкова суть событий не очень ясна. Ясно, что плохо, ясно, что к российскому спорту отнеслись предвзято. Неясно, как всегда, что делать дальше.
Если ВАДА не признало РУСАДА, значит, все тесты на допинг, которые сдавались нашими спортсменами в лаборатории РУСАДА, не считаются легитимными. А это приравнивает их к нарушителям антидопингового режима. Ведь при всем желании атлеты, тренирующиеся в России, не могут сдать плановый тест в иной лаборатории. И теперь МОК не может утвердить заявку любой международной федерации на участие в Играх, поскольку в стартовых протоколах значатся российские спортсмены без мандата ВАДА.
Почему не признали РУСАДА? Формально по двум не выполнимым для России причинам. От нас требовали подтвердить, что государство вмешивалось в деятельность РУСАДА. Второе условие — более экзотичное: ВАДА требовало обеспечить беспрепятственное попадание своих «лаборантов» на территорию «закрытых» городов России без предварительного согласования.
Рассказывают, как несколько лет назад антидопинговые сотрудники собирались взять тест у известной спортсменки. «Лаборанты» без предупреждения нагрянули со своими пробирками в дом — и оказались задержаны ражими сотрудниками ФСО. Дом-то находился на Рублево-Успенскоим шоссе. Хоть и не закрытый город, но чужие там с пробирками не ходят. Что уж говорить о действительно режимных населенных пунктах...
И все-таки: что делать? Ни один из ответов не гарантирует позитивного решения. А оно может быть только одно: допуск олимпийской команды России на Олимпийские игры в Корее в феврале 2018 года под своим флагом и гимном.
В начале прошлого дождливого лета, когда над олимпийской сборной России нависла угроза недопуска к Играм в Рио — 2016, мой тренер и старший товарищ, трехкратный олимпийский чемпион Владимир Назлымов написал личное письмо президенту МОК Томасу Баху. Я уговорил тренера сделать послание открытым. Одна из наших спортивных газет потребовала оплатить публикацию по рекламному тарифу (патриотизм патриотизмом, а деньги — вперед!).
В эти дни Томас Бах получал, убежден, не одно такое послание. Назлымов писал олимпийскому чемпиону Томасу как чемпион чемпиону, как ровеснику, представителю одного поколения — детей войны. Которые, как никто, понимают, что спорт — этот тот мостик компромисса, где могут разговаривать даже враги. И цель олимпизма именно в этом.
Трудно сказать, сработают ли сегодня эти аргументы и включится ли разум на этот раз. В этом сериале начинается вторая серия.
Голос Александр Привалов, заслуженный тренер России (биатлон)
— Что делать в ожидании решения МОК? Тренерам сборной — убеждать спортсменов, что руководство предпримет все возможное, чтобы участие в Пхенчхане все-таки состоялось. Сами спортсмены тоже понимают, что шумиха шумихой, но убедить западного обывателя, считающего, что в Сочи-2014 мы выиграли нечестно, можно только высокими результатами в Пхенчхане. Так что призываю всех наших атлетов не терять веру в лучшее. Причем до последнего!