Театр имени Евгения Вахтангова отметил 95-летний юбилей премьерой «Царя Эдипа»
К торжественному дню, наступившему 13 ноября, в театре создали спектакль о том, что главное в жизни — сохранять собственное достоинство, даже во времена бед и катастроф. Постановка трагедии Софокла «Царь Эдип» стала совместным проектом Театра имени Евгения Вахтангова и Национального театра Греции.
Идея сотрудничества принадлежит руководителю Национального театра Греции в Афинах — Стафису Ливафиносу. Он заканчивал ГИТИС и великолепно знает русский театр. А вот пьесу выбирал художественный руководитель Вахтанговского театра Римас Туминас. По его мнению, произведение, написанное в V веке до нашей эры, в наше время как нельзя более актуально. Рассуждения режиссера об этом приведены в программке спектакля. Вердикт Туминаса нашему веку таков: казнить себя за собственные грехи сегодня не модно. Легче найти причину несчастий где угодно, но только не в себе. Между тем, в умении почувствовать именно свою вину, по мнению режиссера, заключены и мудрость, и величие.
Как повествует спектакль, особенно трудно осознать свою вину людям, облеченным властью. Эдип (Виктор Добронравов) долго не может поверить в то, что именно он стал причиной несчастья (чумы), обрушившегося на город. Зато он с легкостью обвиняет невиновных — прорицателя Тиресия (Евгений Князев) и брата жены Креонта (Эльдар Трамов) — в измене, которую те не совершали. Причем Креонта от кровавой расправы царя спасает только вмешательство царицы Иокасты (Людмила Максакова).
Правда, с самого начала спектакля очевидно, что если сравнивать Эдипа и претендента на трон Креонта, то перевес будет явно на стороне действующего правителя. Эдип в исполнении Виктора Добронравова мужественен, хоть и вспыльчив, он искренне болеет за свой народ. Тогда как Эльдар Трамов играет Креонта напоминающим изнеженную женщину и, вплоть до страшного финала, не думающим ни о ком, кроме своей персоны.
Однако есть человек, который и сильнее, и царственнее самого Эдипа — это его жена Иокаста. И муж, и брат слушаются ее беспрекословно. Кстати, по мнению самого Римаса Туминаса, главным героем трагедии является не Эдип, а Иокаста. Людмила Максакова блистательна в этой роли. Дорогого стоит ее царственная стать и прямая спина. В продолжение очень долгого времени она находится посреди сцены, практически не совершая никаких физических действий. Трагедию узнавания страшной вести о том, что ее муж оказывается и ее сыном, и убийцей своего отца, актриса отыгрывает довольно скупыми изменениями в мимике, жестах и в выражении глаз, полных слез, но оторвать от нее взгляд практически невозможно.
Еще одним человеком, который выглядит морально сильнее, чем Эдип, является Тиресий. Это великолепная работа Евгения Князева. Его герой похож на юродивого. Тиресий слеп, но могуч, он ухмыляется в лицо правителю, не желая сказать тому страшную правду, и с горькой усмешкой выдерживает брань Эдипа.
Национальный колорит всему действию придает Хор фиванских старейшин, состоящий из греческих актеров. Они мелодично поют и обсуждают все происходящее с Эдипом. Перевод их слов на русский отражается на мониторе над сценой.
В спектакле есть и еще одно довольно активное действующее лицо, пусть и неодушевленное. Это — элемент декорации, огромная труба-цилиндр с маленькими окошками-бойницами. Она символизирует рок и то угрожающе надвигается на людей, то буквально подминает их под себя, а иногда герои оказываются словно бы распятыми на ней.
Несмотря на аскетизм декораций (сценограф Адомас Яцовскис), это очень красивый спектакль. Стильными выглядят костюмы героев, в которых доминируют белый и черный цвета. Обворожительна сопровождающая действие Крылатая дева (Екатерина Симонова), чьи крылья в конце спектакля становятся крыльями Иокасты. Волнующе звучит музыка Фаустаса Латенаса. Причем в один из моментов спектакля под грустную мелодию на сцену выходит сам Эдип с саксофоном...
По мнению Аристотеля, Софокл показывает людей такими, какими они должны быть. И у Иокасты, и у Эдипа хватило сил вынести приговор самим себе и привести его в исполнение. Действие спектакля Римаса Туминаса заставляет задуматься и от всей души сопереживать героям. Слезы наворачиваются, когда слепой Эдип подзывает к себе двух юных дочерей (Афродити Антонаки и Георгиа Митропулу), чтобы попрощаться с ними. А одна из сильнейших сцен спектакля — борьба девочек с трубой-роком, которую они отталкивают от себя изо всех сил, но та все равно возвращается, стремясь подмять под себя две легкие фигурки в белом.