«ЛУКОЙЛ» вновь первый
Рейтинг социальной ответственности российского бизнеса в октябре-2010
Газета «Труд», Агентство политических и экономических коммуникаций и Российский антикризисный форум представляют 15-й, октябрьский выпуск ежемесячного Рейтинга социальной ответственности российских компаний.
«Аэрофлот» держится на высоте
«ЛУКОЙЛ» (1) и «Газпром» (2) традиционно соревнуются между собой. В октябрьском исследовании «ЛУКОЙЛу» вновь удалось опередить газовый концерн. Компания, недавно начавшая работать на Каспии, провела учения по ликвидации возможных нефтегазовых фонтанов. Подобные акции, несомненно, укрепляют национальную социальную ответственность корпорации.
Уверенные позиции в рейтинге занимает ГМК «Норильский никель» (3), который уже в течение шести месяцев пребывает в топ-10. Компания в прошлом месяце приступила к проведению регулярных экологических конференций, на которых участники будут делиться опытом в сфере разработки экологических проектов и в деле защиты окружающей среды. Стабильные позиции у РЖД (4), «Транснефти» (5) и «Сургутнефтегаза» (7).
Госкомпания «Роснефть» (6) сумела за месяц укрепить свои позиции очень значительно. Впрочем, нахождение в первой десятке имеет для компании традиционный характер. «Роснефть» продолжает строительство православных храмов. Последний был построен в Нефтеюганске.
«Аэрофлот — Российские авиалинии» (8) сумел сохранить позиции в первой десятке. Сохранению позитивной тенденции, вероятно, способствовало обновление самолетного парка, а также заметное улучшение сервиса на борту самолетов компании.
Социальная розетка Газпромбанка
Пивоваренная компания «Балтика» (11) укрепляет позиции в рейтинге социальной ответственности. Очевидно, что это произошло благодаря действиям компании, направленным на контроль за соблюдением установленных законодатель-ством возрастных ограничений на продажу пива. В ряде городов России «Балтика» провела акции «Пивной дозор». Позитивная динамика в таблице сопровождает также «Фольксваген Груп Рус» (13), «НОВАТЭК» (15), «Северсталь» (18) и «Евраз Груп С. А." (20).
В банковской сфере лидером рейтинга является Газпромбанк (16–17). Структуры банка осуществляют частичное финансирование проекта «Социальная розетка», инфраструктура которого расширит возможности государства и общества в сфере электронных платежей, социального обслуживания, здравоохранения, образования и услуг ЖКХ. Разнонаправленная динамика привела в раздел «Сильная социальная ответственность» Россельхозбанк (21) и Банк ВТБ (22).
Энергия падения
В раздел «Средняя социальная ответственность» в октябре попали сразу две энергетические компании. Концерн «Росэнергоатом» (26) и «РусГидро» (27–28) еще в прошлом месяце были в первой десятке. Вероятно, лидерство было временным явлением. За последний год исследований компания «РусГидро» чаще находилась в числе аутсайдеров.
По-прежнему не выходят за рамки середняков компании телекоммуникационного сектора: «МегаФон» (27), «Связь-инвест» (30), «ВымпелКом» (34–36). Рейтинг более высокого уровня у компаний может появиться после исполнения обязательств, которые появились у них после расследований Федеральной антимонопольной службы. Причиной разбирательств стали завышенные цены на роуминг для миллионов абонентов, которые с декабря должны снизиться в 1,5–2 раза.
Компании-производители и ретейлеры продукции массового потребления — тоже середняки. «Проктер энд Гэмбл» (29), «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» (34–36), «М.Видео» (44) и «Х5 Ритейл Групп» (45) традиционно ниже 25-й строки таблицы. Зачастую обязательства перед сотрудниками компаний находятся на низком уровне, высока текучесть кадров.
Сразу пять банков оказались на средних позициях. При этом Сбербанк России (34–36) ранее оценивался экспертами существенно лучше. Для Росбанка (50), Банка Москвы (47), банка «Уралсиб» (40–41) и Альфа-банка (31) средние показатели уже стали традиционными.
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), президент Российского антикризисного форума, кандидат исторических наук;
Анна Маракушина, директор по исследованиям и медиапроектам АПЭК
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан Рейтинг социальной ответственности российских компаний, проводится методом закрытого анкетирования. В октябре 2010 года в нем приняли участие 25 экспертов: представители профсоюзов, объединений предпринимателей, экономисты, социологи, политологи, публицисты.
Экспертам задается следующий вопрос: «Как бы вы оценили по шкале от 1 до 10 социальную ответственность следующих российских компаний (под социальной ответственностью понимается создание и сохранение рабочих мест, налоговая дисциплина, выполнение обязательств перед работниками, активная роль в поддержании региональной социальной инфраструктуры)?»
Сначала каждый из экспертов оценивает социальную ответственность каждой из компаний, затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы). Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку социальной ответ-ственности 75 крупнейших российских компаний. В список для экспертной оценки были включены компании, лидировавшие по объему реализации продукции в 2010 году. Поэтому в рейтинге могут быть не представлены компании с меньшим объемом реализации, но эффективно работающие в социальной сфере.
Список экспертов
Андрей Исаев, председатель комитета Государст-венной думы РФ по труду и социальной политике;
Починок Александр, заместитель председателя комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества;
Катырин Сергей, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ;
Кузьмина Нина, заместитель председателя ФНПР;
Храмов Сергей, генеральный инспектор труда ФКC СОЦПРОФ;
Ясин Евгений, научный руководитель Государственного университета — Высшей школы экономики, член Общественной палаты РФ;
Приходько Сергей, исполнительный директор Института экономики переходного периода;
Синельников-Мурылев Сергей, научный руководитель Института экономики переходного периода;
Бадовский Дмитрий, заместитель директора НИИ социальных систем, член Общественной палаты РФ;
Делягин Михаил, директор Института проблем глобализации;
Зудин Алексей, заместитель директора Центра политической конъюнктуры России;
Германович Алексей, директор программ в государственной и социальной сферах Московской школы управления «Сколково»;
Виноградов Михаил, президент фонда «Петербургская политика»;
Столяров Булат, директор Института региональной политики;
Прохорова Юлия, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити»;
Голодец Ольга, председатель правления страховой компании «Согласие»;
Орлов Дмитрий, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, президент Российского антикризисного форума; другие эксперты.