Антимонопольная служба России вновь пытается снизить цены на бензин в России, разоблачая ценовой сговор нефтекомпаний. Как обуздать цены на топливо, «Труду» рассказал глава Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
— Сергей Александрович, как
— У ФАС с ценовым сговором нефтекомпаний получается бороться достаточно успешно. Например, две компании уже признали свою вину в необоснованном повышении цен на топливо и согласились выплатить большие штрафы. Другие, не согласные с обвинениями, судятся. Так что процесс хотя бы идет.
Причем штрафы, которыми ФАС облагает провинившихся, по ее мнению, игроков на энергетическом рынке, достаточно существенные. И психология бизнеса будет удерживать руководителей топливных компаний от слишком активного повышения цен на свою продукцию. Другой вопрос, что цены на бензин почти не реагируют на судебные решения по искам ФАС.
— Можете ли вы назвать
— Есть два основных направления, которые помогут ограничить рост цен. Первое — это организация биржевых торгов. То есть необходимо сделать так, чтобы значительная часть сделок совершалась с помощью открытых торгов.
Эффект будет заметен, если этим путем будет продаваться хотя бы 20% нефтепродуктов. Тогда цена на топливо будет более прозрачной и куда более объективной: все участники рынка смогут ориентироваться друг на друга, будет конкурентная борьба.
— А второе направление?
— Второй вариант — формирование цены на нефтепродукты исходя из экспортных цен. Почему ФАС недавно возмутилась: внутри страны топливо стоило дороже, чем стоило бы, если его поставлять на экспорт. Это, как справедливо отметила ФАС, не совсем правильно: цены должны быть хотя бы на одном уровне.
Соответственно, можно примерно устанавливать пределы внутренних цен, устанавливать для них
— Что вы можете сказать по поводу современного антимонопольного законодательства? Есть над чем поработать?
— Не очень понятна следующая схема: как определять, был ли сговор среди компаний, которые заподозрены в согласованном повышении цен на топливо? Об этом можно судить по косвенным признакам: например, если на заправочных станциях разных компаний цены одновременно начинают повышаться либо удерживаются на одинаковом уровне. Сам факт сговора очень тяжело доказать в суде. Так что нужно уточнить законодательство в этой части.
— Что еще подстегивает повышение цен на бензин?
— В России такая специфика, что крупные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) объективно доминируют в
— А как можно проследить, чтобы компании не злоупотребляли своим доминирующим положением?
— Следует обратить внимание на оптовые цены. Например, еще «ЮКОС» продавал на своих заправках бензин дешевле, чем продавал его оптом. И таким образом он выдавливал своих конкурентов в том или ином регионе: продавать бензин становилось попросту невыгодно.
Сейчас антимонопольщики, конечно, стараются следить за этим, но все же проблема остается. А она ведет как к ограничению конкуренции, так и к повышению цен на топливо в долгосрочной перспективе.
Гендиректор Института национальной энергетики
Родился в 1975 году в Нижнем Ломове.
Учился в Госуниверситете управления.
Работал в «Газпроме», с 2006 года — консультант крупнейших нефтегазовых компаний страны по вопросам развития.