Сергей Правосудов:«Торги на бирже снизят цены на бензин»

Эксперт «Труда» знает, как остановить рост стоимости топлива в России

Антимонопольная служба России вновь пытается снизить цены на бензин в России, разоблачая ценовой сговор нефтекомпаний. Как обуздать цены на топливо, «Труду» рассказал глава Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

— Сергей Александрович, как по-вашему: насколько эффективно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) борется с необоснованным повышением цен на топливо?

— У ФАС с ценовым сговором нефтекомпаний получается бороться достаточно успешно. Например, две компании уже признали свою вину в необоснованном повышении цен на топливо и согласились выплатить большие штрафы. Другие, не согласные с обвинениями, судятся. Так что процесс хотя бы идет.

Причем штрафы, которыми ФАС облагает провинившихся, по ее мнению, игроков на энергетическом рынке, достаточно существенные. И психология бизнеса будет удерживать руководителей топливных компаний от слишком активного повышения цен на свою продукцию. Другой вопрос, что цены на бензин почти не реагируют на судебные решения по искам ФАС.

— Можете ли вы назвать какие-нибудь способы, которые позволят эффективнее контролировать ситуацию?

— Есть два основных направления, которые помогут ограничить рост цен. Первое — это организация биржевых торгов. То есть необходимо сделать так, чтобы значительная часть сделок совершалась с помощью открытых торгов.

Эффект будет заметен, если этим путем будет продаваться хотя бы 20% нефтепродуктов. Тогда цена на топливо будет более прозрачной и куда более объективной: все участники рынка смогут ориентироваться друг на друга, будет конкурентная борьба.

— А второе направление?

— Второй вариант — формирование цены на нефтепродукты исходя из экспортных цен. Почему ФАС недавно возмутилась: внутри страны топливо стоило дороже, чем стоило бы, если его поставлять на экспорт. Это, как справедливо отметила ФАС, не совсем правильно: цены должны быть хотя бы на одном уровне.

Соответственно, можно примерно устанавливать пределы внутренних цен, устанавливать для них какие-то ориентиры в зависимости от биржевых котировок в той же Европе.

— Что вы можете сказать по поводу современного антимонопольного законодательства? Есть над чем поработать?

— Не очень понятна следующая схема: как определять, был ли сговор среди компаний, которые заподозрены в согласованном повышении цен на топливо? Об этом можно судить по косвенным признакам: например, если на заправочных станциях разных компаний цены одновременно начинают повышаться либо удерживаются на одинаковом уровне. Сам факт сговора очень тяжело доказать в суде. Так что нужно уточнить законодательство в этой части.

— Что еще подстегивает повышение цен на бензин?

— В России такая специфика, что крупные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) объективно доминируют в каких-то регионах. Например, Пермский НПЗ в Перми, Киришский НПЗ под Санкт-Петербургом. А во время приватизации вся инфраструктура, включая и сети заправочных станций, доставалась собственнику вместе с заводом. И это привело к тому, что в определенном радиусе завод доминирует в любом случае, поскольку везти топливо с другого, даже самого ближайшего НПЗ просто экономически невыгодно. Остается только следить, чтобы существующие НПЗ не злоупотребляли своим положением. Для этого у ФАС есть все инструменты. Что касается более долгосрочной перспективы, то необходимо строить новые заводы. А ФАС должна проследить, чтобы они не сосредоточивались в одних руках. Тогда будет конкуренция.

— А как можно проследить, чтобы компании не злоупотребляли своим доминирующим положением?

— Следует обратить внимание на оптовые цены. Например, еще «ЮКОС» продавал на своих заправках бензин дешевле, чем продавал его оптом. И таким образом он выдавливал своих конкурентов в том или ином регионе: продавать бензин становилось попросту невыгодно.

Сейчас антимонопольщики, конечно, стараются следить за этим, но все же проблема остается. А она ведет как к ограничению конкуренции, так и к повышению цен на топливо в долгосрочной перспективе.

Резюме «труда»: Сергей Правосудов

Гендиректор Института национальной энергетики

Родился в 1975 году в Нижнем Ломове.

Учился в Госуниверситете управления.

Работал в «Газпроме», с 2006 года — консультант крупнейших нефтегазовых компаний страны по вопросам развития.