Сюжет "Пахиты" заимствован из новеллы Сервантеса "Цыганочка" и повествует об одноименной красавице-плясунье, не подозревающей о том, что она дочь знатных родителей, похищенная в детстве цыганами. В ходе приключений она обретает и родителей, и жениха - влюбленного в нее офицера. Действие заканчивается счастливой свадьбой, для которой Петипа в 1881 году поставил роскошное классическое Гран-па в испанском духе.
Свадьба затмила предысторию. Гран-па стали исполнять отдельно, в один вечер с концертной программой или одноактными постановками, воспринимая как парадный портрет Русского императорского балета.
Юрий Бурлака, инициатор нынешнего возобновления, подчеркнул намерение вернуть шедевру изначальный смысл. "Несмотря ни на что, Гран-па сохраняет черты свадебной сцены, венчающей действие, - написал он в буклете спектакля. - В большом адажио прекрасные дамы, лучшие из лучших, выстраиваются в диагональ, вдоль которой проходит кавалер, выбирая именно ту, которая ему по сердцу".
К счастью, в труппе нынешнего Большого много прекрасных дам, блестяще танцующих виртуозные соло. Бурлака постарался восстановить традицию, согласно которой главную балерину, в роли которой на премьере выступила Надежда Грачева, окружают коллеги, равные ей по рангу и положению в труппе. Ее партнером был элегантный Руслан Скворцов. Трио солистов с шармом исполнили Елена Андриенко, Анастасия Горячева и Денис Медведев, а юные воспитанники Московской академии хореографии трогательно станцевали Дет-скую мазурку.
В придачу к испанской "свадьбе" Большой в этот же вечер исполняет "Русские сезоны" - одноактную композицию Алексея Ратманского, успешно поставленную в прошлом году в Америке на музыку одноименного сочинения Леонида Десятникова для скрипки, сопрано и струнного оркестра. В гротескных этюдах, соединяющих приемы в духе Матса Эка и неоклассики Джорджа Баланчина, тоже есть свадебный мотив - история невесты, не дождавшейся жениха с войны, пронзительно исполненная Светланой Захаровой.
Венчает программу "Симфония до мажор" Джорджа Баланчина - композиция строгих неоклассических танцев, образцом которой послужили хореографические ансамбли Мариуса Петипа, подобные главному герою вечера - Гран-па "Пахиты".