А МУЖИКИ-ТО НЕ ЗНАЮТ?..

На алкогольном фронте после эпидемии отравлений суррогатами каждый день горячие новости. Вслед за предложениями парламентариев ввести государственную монополию на производство и оборот спиртного, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил, что "любая водка - это яд, страна может обойтись без водки".

Глава Роспотребнадзора предложил закрыть половину заводов, производящих технический спирт, применять карательные меры к нарушителям и попутно воспитывать народ. Пока выявлено пять предприятий, чья продукция использовалась при производстве суррогатного спиртного, и уже закрыт Александровский завод бытовой химии. Правда, главный борец за чистоту алкогольных рядов признал, что сухой закон ввести не получится - это приведет к еще более массовым отравлениям.
У Минфина тоже наготове жесткие меры. Зам. министра Сергей Шаталов выступил за отзыв лицензий у предприятий, которые торгуют слишком дешевой водкой, "легальная, с которой уплачены все налоги и акцизы, не может стоить меньше 60 рублей". Правительство готовит изменения в законодательство (включая Уголовный кодекс), которые усилят госконтроль за производством и оборотом алкоголя, МВД отлавливает в регионах производителей и распространителей отравы, расследуются свыше 550 уголовных дел. Словом, на алкогольном фронте новое наступление.
Впрочем, с начала года тут одни авралы. За это время магазины дважды возвращались в состояние 80-х годов. Сначала дефицит поразил водочные прилавки, когда вовремя не напечатали новые акцизные марки и не все предприятия успели подключиться к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). А летом опустели винные прилавки, когда запретили импорт молдавских и грузинских вин. Глава Роспотребнадзора уверял, что уж теперь-то граждане перестанут травиться. Как бы не так: осенью грянул алкогольный мор. Правда, количество отравившихся пока меньше прошлогоднего (в 2005-м суррогаты отправили на погост 41 тысячу сограждан), но Онищенко признает, что к концу 2006 года "мы можем получить высокий результат".
И мы его обязательно получим, поскольку на самом деле только декларируется борьба с теневым рынком и пьянством. Как нам стало известно, существует такая практика: производители водки перечисляют акциз в региональный бюджет, а оттуда им его возвращают в виде дотаций. Это же надо было додуматься: дотации не учителям, врачам, малоимущим семьям, а водочникам! Так с помощью властей легальные производители по сути дела освобождаются от налогов. Что уж говорить о нелегальных? Или другой пример: маргиналы травятся прямо в аптеке, приняв на грудь настойку боярышника. Флакон стоит всего 8 рублей, в год той настойки раскупается на 200 миллионов долларов. О чем думал Минздрав, освободивший от акцизов спиртсодержащие препараты?
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Павел ШАПКИН, глава Национальной алкогольной ассоциации:
- Роспотребнадзор предлагает сократить количество заводов, производящих технический спирт, но у нас и ликеро-водочных многовато - свыше 300. На этих мощностях можно производить 500 миллионов декалитров водки в год. Если учесть, что легально разливается 150 миллионов, то зачем все остальное?
Что касается цен, то тут я хочу потребителей успокоить: в ближайшее время водка дорожать не будет. Хотя бы потому, что объем легального производства в октябре вырос на 8,5 процента. А вот с импортными винами будет плохо. Нашим фирмам стало невыгодно ввозить дорогие напитки. Этот товар не расхватывают на каждом углу, а с ЕГАИС слишком много мороки. Будут российские, болгарские, а также дешевые французские вина, которые во Франции не успели перегнать на технический спирт.
Александр СИВАКОВ, независимый эксперт:
- Доля импортного вина на рынке уже сократилась с 60 до 25 процентов. Боюсь, в перспективе останется не более 5 процентов. Так что кто к новогодним праздникам не успеет затовариться, тот опоздает.
Лихорадит алкогольный рынок по нескольким причинам. У нас нет единого органа, который бы им занимался. Эту сферу курируют полтора десятка ведомств - от Минсельхоза и Минэкономики до МВД и ФСБ. У государства нет программы развития отрасли, но есть одна цель - фискальная. Поэтому алкогольный бизнес лоббирует свои интересы, давая взятки чиновникам, а те, в свою очередь, прикрывают лоббистов. А платят за все эти художества потребители - своими деньгами и здоровьем.