ТЕПЕРЬ ВСЕ ПРОЧИТАЮТ "АННУ КАРЕНИНУ"?

Министр образования и науки Андрей Фурсенко недавно заявил, что 11-летнее образование станет обязательным и в Москве, и во всей России. Эта идея породила много спорных мнений и вопросов. Будут ли в ПТУ давать программу за 10-й и 11-й классы? Все ли старшеклассники школ получат профильное обучение? Не приведет ли данная идея к тому, что ученики зря потратят время, а государство - деньги? А вот что думают об этом те, с кем корреспонденты "Труда" обсуждали нововведение.

Владимир ЛЫСОГОРСКИЙ, преподаватель лицея гуманитарных наук (г. Саратов):
- По-моему, введение обязательного 11-летнего образования позволит более вдумчиво и глубоко изучать такие важные для становления личности дисциплины, как русская литература и история. Сейчас, при обязательном 9-летнем образовании в основной школе, их проходят "галопом по Европам", а в 10-11-м классах просто идет повторение пройденного материала. Можно будет больше часов отдать и русскому языку. Его изучают только до 9 класса, в результате к окончанию школы многие ребята напрочь забывают правила орфографии. Безграмотность российских школьников в последние годы стала серьезной проблемой. Возможно, 11-летний всеобуч сумеет ее подтянуть. С другой стороны, есть дети, у которых ярко выраженные склонности к техническим, ремесленным навыкам и умениям, но при этом отсутствует так называемое научное мышление. В старших профильных классах им учиться попросту неинтересно. Зачем их насильно туда загонять?
Владимир МАЛЬЦЕВ, учитель физики (Самарская область):
- Сегодня рано поднимать вопрос о всеобщем полном образовании. Многие и сейчас отсиживают два года в 10-м и 11-м классах без всякой пользы для себя и общества. Отдать в ПТУ или техникум - не получится: сеть профессиональных училищ практически умерла, не для кого готовить кадры. Такая ситуация требует на какое-то время оставить все, как есть. То есть обязательной надо оставить лишь 9-летку. В 10-й и 11-й классы должны идти лишь те, кто нацелен учиться в вузе.
Михаил НОЖКИН, актер, поэт, композитор:
- По-моему, обязательное 11-летнее образование - первая путная идея, что предложил нынешний министр образования. Пусть хоть так займут делом большую армию обалдуев-двоечников. Ведь после 9-го класса куда они шли? В ПТУ? Нет, рабочие специальности сейчас, увы, не в моде. Теперь подростки, насмотревшись развращающего их телевидения, хотят выигрывать миллионы, тусоваться на "фабрике звезд", хулиганить, грабить, быть футбольными фанатами. Учиться или работать стало непрестижно с точки зрения массовой культуры, которая одна только, кажется, и влияет на подростков. Поэтому попытки не пускать старшеклассников раньше времени без руля и без ветрил в наш жесткий мир можно только приветствовать.
Геннадий ГЛАДКОВ, композитор:
- Я категорически против этой затеи. Считаю, совершенно бессмысленно мучить всех без исключения детей одиннадцать лет. Только деньги с родителей будут вытягивать. Я в свое время ушел из школы после 7-го класса в техникум, потом поступил в музыкальное училище, затем - в консерваторию. И прекрасно себя чувствовал "на свободе". Рано начал зарабатывать на жизнь и сам распоряжаться своей судьбой. А представьте, что меня бы заставили окончить школу. Это значит, три года, вычеркнутых из жизни. Поэтому я за то, чтобы школьник имел возможность выбирать. Тем более что многие школьные программы сейчас оставляют желать лучшего.
Очевидно, 11-летняя "обязаловка" придумана, чтобы подростки не болтались во дворах, а были как бы под присмотром школы. Но это непрактично и бессмысленно. Ребята сами должны понять, что им надо в жизни, занимаясь в спортивных секциях, школах искусств, кружках и клубах по интересам. Кстати, в некоторых районах Москвы подобная внешкольная работа проводится на очень высоком уровне.
Людмила КОНДРАТЬЕВА, олимпийская чемпионка, начальник сборных команд России по легкоатлетическому многоборью:
- Я по роду работы постоянно сталкиваюсь с проблемой обучения в старших классах, так как среди моих подопечных есть спортсмены возраста от 14 до 18 лет. Cчитаю неправильным плохо успевающего школьника, который не хочет идти учиться рабочим специальностям, продолжать держать в школе до 11 класса. 2-3 здоровых "лоботряса" и сами не будут учиться, и станут мешать своим одноклассникам. Никого не надо вытягивать "за уши". Все это развращает молодых граждан и делает их неприспособленными к полезному труду.