ВОЗВРАЩЕНИЕ "БРОДЯГИ"

В начале перестройки у кинематографистов было много прекраснодушных иллюзий. Одна из них гласила, что стоит только убрать с экранов псевдоисторическую французскую серию про "Анжелику", а заодно с ней и всякие прочие индийские музыкальные мелодрамы, как благодарный зритель бодро побежит на Бергмана и Бунюэля. Не побежал. Все-таки сложноватым оказался для простых зрителей элитарный язык киногениев.

Тем не менее черное дело было сделано. "Анжелике", а заодно и всему французскому кино кислород тогда перекрыли, индийские фильмы с экранов напрочь изгнали. Но свято место пусто не бывает, и в образовавшуюся брешь резво хлынул поток низкопробного американского кино, приправленный мексиканскими мыльными операми да бразильскими сериалами. Понадобились долгие годы, чтобы частично вернуть французское (и вообще европейское) кино в наш культурный обиход. Теперь вот пришла пора и "старого доброго" индийского кино, которое робко пробивается на наши экраны после, увы, почти 25-летнего отсутствия.
Надо сказать, что за эти годы индийское кино изменилось коренным образом. Коронные мелодрамы с песнями и танцами в репертуаре Болливуда, разумеется, остались, но жанровая и тематическая палитра индийского кинематографа, выбрасывающего нынче на экраны по 900 фильмов в год, за истекшие четверть века чрезвычайно обогатилась. Сегодня в Калькутте, Бомбее, Мадрасе снимают и детективы, и триллеры, и социальные драмы, и боевики, и даже, представьте, эротические фильмы - правда, с местной спецификой. Постельные сцены в них есть, но все-таки достаточно скромные, целомудренные. В индийских фильмах, пусть временами наивных, чересчур простодушных, по-прежнему нет оголтелой жестокости, насилия, крови, и это притягивает к нему зрителей на разных континентах. Успех индийского кино в исламском мире понятен, но, как ни покажется это кому-то странным, даже в Америке первое место по прокату среди зарубежных лент два года назад завоевала индийская картина "Лаган" с Амир Ханом в главной роли. Если же говорить о фестивальных успехах индийского кино, то недавний "Золотой лев", полученный в Венеции Мирой Наир за фильм "Свадьба в сезон дождей", говорит сам за себя. А необыкновенно красивая актриса Ашвариа Рай, кстати, "Мисс мира-1994", стала звездой не только индийского кино, но и прогремела в Голливуде.
Возвращение индийского кино на российские экраны идет по разным фронтам. Толчок этому процессу дал последний визит Путина в Индию, после чего 2005 год был объявлен "Годом Индии в России". Государственный телеканал "Россия" в течение года представлял по воскресеньям программу "Сокровища индийского кино", в рамках которой были показаны "Цветок в пыли", "Танцор диско", "Бродяга" и другие "хиты" прошлых лет. Кинотеатр "Иллюзион" еженедельно балует зрителей старыми и новыми индийскими фильмами - как на языке оригинала, так и в переводе на русский. Посольство Индии в Москве регулярно организовывает фестивали своего кино. Последний из них прошел недавно в Центральном Доме предпринимателя, где показы шли в традиционном индийском стиле: с песнями и плясками до сеанса и обязательным 15-минутным перерывом в середине фильма - для традиционного чаепития с масалой. 25 ноября в кинотеатре "Титаник-синема" стартует еще один фестиваль нового индийского кино.
На очереди, считают в посольстве Индии в Москве, - съемки совместного фильма, ведь со времен знаменитых лент "Путешествие за три моря", "Черная гора", "Али-Баба и сорок разбойников", снятых мастерами индийского и российского кино, много воды утекло...