В другое время директор музея доктор технических наук Гурген Григорян, наверное, рассказал бы о каком-нибудь необычном экспонате или новом приобретении. Но сегодня его, увы, волнуют более приземленные проблемы - как будет выживать музей, если Госдума примет новую редакцию основ законодательства Российской Федерации о культуре.
- Сегодня у музея государственное финансирование, - говорит Гурген Григорьевич. - Но, кроме того, мы имеем возможность самостоятельно зарабатывать деньги на развитие музея и поощрение сотрудников, ведь всем известно, сколь мизерна государственная зарплата. Такое "смешанное финансирование" позволяет нормально существовать. Новая редакция законодательства Российской Федерации о культуре предполагает, что средства, которые мы заработаем сами, государство у нас изымет и, более того, на эту сумму сократит бюджетное финансирование. Тем самым учреждения культуры лишают всякого стимула развивать инициативу.
А если коллектив хочет зарабатывать, то по новому закону - пусть отказывается от государственного финансирования, создает "некоммерческую автономную организацию". То есть берет все расходы по содержанию музея на себя. Но наш музей содержать без поддержки из бюджета невозможно. Гигантское здание Политехнического - старое, изношенное. Его надо отапливать, освещать, охранять. Посетители сюда приходят просто за символическую плату, на этом не заработаешь.
Законопроект оправдывают необходимостью освободить государственную казну от большого бремени. Но что это за бремя, когда на культуру и так тратится меньше одного процента бюджета. Сэкономив копейки, государство рискует потерять часть нашего культурного достояния, которое не оценивается в деньгах.
В сфере музейной, как ни в какой другой, наблюдается феномен, когда люди создают, сохраняют и преумножают национальные богатства, как свои собственные. Вот возьмите Алису Ивановну Аксенову, 40 лет вложившую в развитие Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Или Алису Дмитриевну Качалову - директора музея "Бородино", Владимира Ильича Толстого, сохранившего Ясную Поляну - жемчужину нашего музейного мира. В этот ряд можно поставить и многих сотрудников нашего музея. Почему бы тем, кто готовил изменения в закон, не поинтересоваться мнением этих людей?