Это означает, что в ближайшие четыре годы команде Путина придется еще больше иметь дело с интеллектуальной акселераткой Конди. Рожденная в южном штате Алабама, известным своим расистским прошлым, эта смуглолицая отличница "по жизни" поступила в Денверский университет в возрасте 15 лет. В 19 получила диплом с отличием, став молодым специалистом в области политических наук, затем обзавелась званием магистра в Университете Нотр-Дам и докторской степенью, полученной в Школе международных исследований при родной "альма-матер" в Денвере. Репутация госпожи Райс в академических кругах весьма основательна. Она не какая-нибудь "ученая дама", кичащаяся принадлежностью к американской "образованщине", а серьезный специалист, знаток Восточной Европы и СССР. Это подкреплено ее исследованием "Сомнительная верность: Советский Союз и чехословацкая армия" (1984), а также книгами, написанными в соавторстве, - "Эра Горбачева" (1986) и "Объединенная Германия и трансформированная Европа" (1995).
Вспоминает зам. директора Института международных исследований в Стэнфорде Койт Блэкер: "Всех поражало в ней сочетание личного обаяния и доброжелательности... интеллектуальной гибкости в паре с силой, облеченной в бархатную перчатку". Как-то он стал свидетелем ее спора с коллегой-русологом по поводу того, кого считать более выдающимся русским композитором - Рахманинова или Прокофьева. Искры тогда летели в разные стороны. "Она всегда знает, чего хочет, она исключительно дисциплинирована как в личном, так и в профессиональном плане", - утверждает Койт Блэкер, который, вероятно, первым предложил прижившуюся метафору. Кондолиза Райс в его представлении - это "стальная магнолия".
В прошлом году выпускающий редактор "Вашингтон пост" Леонард Доуни отправил в корзину карикатуру Аарона Макгрудера, на которой один из рисованных персонажей намекает на то, что при наличии у госпожи Райс постоянного бойфренда мир мог бы спать спокойнее. Дословно его фраза звучит так: "Будь в этом мире человек, которого Кондолиза любит всем сердцем, она бы не была одержима уничтожением планеты". Поскольку Конди никаким боком или бочком не примыкает к лицензированным милитаристам типа Пола Вулфовица, то передержка очевидна. Зачем понадобилось примешивать к сугубо политическому сюжету неустрой в личной жизни 50-летней незамужней женщины, допоздна засиживающейся в своем служебном кабинете?
И не факт, что она - трудоголик поневоле, оттого, мол, что нет нужды идти стирать мужнины рубашки и штопать носки. Скорее всего, это - сознательный выбор внучки негра, горбатившего спину на хлопковых плантациях Алабамы, - ее "американская мечта" не замыкается на образе собственного домика и семейной идиллии. У Райс, как отмечают многие ее хорошо знающие, - здоровое тщеславие.
Не так давно нефтяная компания "Шеврон", пакетом акций которой она владеет, назвала именем Конди свой танкер. Но теперь вчерашняя пианистка и фигуристка - как первая чернокожая афроамериканка на посту госсекретаря США - по-настоящему вошла в историю. Сумеет ли она до конца остаться верной своему сдержанному, позитивному стилю? Есть основания так думать, не зря же ее имя - это музыкальный термин Condo Leezza, предписывающий исполнителю вести свою партию "с нежностью"...