ПОВОРАЧИВАЯСЬ К АЗИИ

Для встреч на высшем уровне в рамках консультативного форума, называемого Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), где "членскими билетами" обладает 21 страна, включая Россию, применим олимпийский принцип - важна не победа, а участие.

Поэтому, хотя "в сухом остатке" завершившегося саммита АТЭС в столице султаната Бруней - не более чем четко выраженная политическая воля его участников следовать намеченным целям, приезд в Бандар-Сери-Багаван российского президента, как выражаются дипломаты, есть "шаг в правильном направлении".
Цели АТЭС лежат в плоскости либерализации коммерческих связей, что предполагает снижение и устранение торговых барьеров для свободного перетекания из страны в страну товаров, услуг, инвестиций и капиталов. Режим свободной торговли внутри АТЭС планируют ввести для всесторонне развитых держав к 2010 году, а для тех, кто находится в роли догоняющих, называемых чаще всего развивающимися странами, - к 2020 году.
Едва ли не поэтому в качестве центрального тезиса своей речи на форуме Владимир Путин избрал сформулированный им приоритет во внутренней политике - "дальнейшая либерализация экономики". Сделан акцент и на "разбюрокрачивании" госаппарата, и на отходе "от неоправданного вмешательства в экономику" со стороны государства, что в обрамлении цифровых выкладок о прогнозируемом росте к концу года российского ВВП "не менее чем на 7 процентов" выглядело как игра на повышение ставок. Сюда же следует отнести упоминание о росте пенсионных выплат на 60 процентов и в целом увеличение на пятую часть доходов населения, что повышает "доверие к политическому руководству страны".
Россия едва ли пыталась этим привлечь внимание зарубежных инвесторов, поскольку там же, в Брунее, было заявлено, что расчет строится в первую очередь на возвращение отечественных "беглых" капиталов. Россия, скорее всего, подкрепляла таким способом свою заявку на завершение к концу 2001 года переговоров о ее вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). Начатый еще в 1982 году по решению политбюро ЦК КПСС переговорный марафон с ВТО пока еще не добрался до финиша.
Хотя без приглашения к потенциальным зарубежным вкладчикам не обошлось, о чем говорит фраза о заинтересованности федерального центра в развитии регионов Сибири и Дальнего Востока, которое без тесного взаимодействия со странами АТЭС, и это можно считать официальным признанием, сегодня, увы, маловероятно. А упоминание о возможных выгодах совместного освоения энергетических ресурсов регионов к востоку от Уральского хребта могло предназначаться и крохотному, но зажиточному Брунею, где на 336 тысяч счастливых верноподданных султана Хассаналу Болкиаху приходится 200 тысяч ежедневно добываемых баррелей нефти.
Для процесса адаптации России к бурно прогрессирующему Азиатско-Тихоокеанскому региону даже такая демонстрация флага и чистоты помыслов - удача. Московским управленцам, мыслящим категориями ускоренного макроэкономического развития России, не грех каждый день напоминать себе о том, что в государствах АТЭС проживают 40 процентов населения планеты, их экономический потенциал стремительно растет, хотя уже сейчас на это региональное сообщество наций приходятся две трети мирового ВВП и половина мировой внешней торговли.
Впрочем, судя по географии официальных визитов Владимира Путина, успевшего за первый год своего президентства побывать в Китае, Японии, Северной Корее, Монголии, а теперь и в Брунее, произнесенные им на форуме слова "Россия - евроазиатская страна, и значительная ее часть граничит со странами АТЭС" могут означать только одно: Россия действительно поворачивается лицом к самому динамично развивающемуся региону или, вернее, пытается оправдать государственную символику - двуглавого орла, смотрящего одновременно и на Запад, и на Восток.