Не нужны дурные вести

Накануне выборов создается машина по производству хороших новостей

Коллега, давно работающий в региональном издании, пожаловался: местные власти требуют хорошие новости чуть ли не в ежедневном режиме. Не корысти ради, а только волею спустившего такое указание Центра. А где их взять — благие вести, да еще каждый день?

Оказывается, из Кремля действительно отправлена в структуры региональной власти директива с просьбой собирать местные позитивные новости и отправлять их в Москву. Как утверждают опытные люди, таким образом чиновники надеются сработать на улучшение социального самочувствия граждан накануне важных президентских выборов 2018 года.

Говорят, инициатива распространяется под кодовым названием «Жизнь налаживается». Охотно верю. Все новое, как известно, — лишь хорошо забытое старое. Вот и тут. Еще в 1930-х был брошен до сих пор не забытый клич с высокой трибуны: «Жить стало лучше, жить стало веселее!» И тысячи мастеров пера и культуры с энтузиазмом бросились доказывать правоту лозунга в своих произведениях. И надо отдать им должное, отработали они соцзаказ на славу — в те годы были созданы кинокомедии и спектакли, на которых выросло несколько поколений советских людей. Явился на свет высокий оптимистичный стиль (ВОС).

Злопыхателям на всякий случай напомню, что аналогичными методами широко пользовались в те годы и в США, что помогало пережить один из самых страшных экономических кризисов. Чтобы как-то поднять настроение американского общества во время Великой депрессии, все силы Голливуда были брошены на создание качественного развлекательного кино — комедий, мюзиклов, душещипательных мелодрам. И это сработало: американцы хохотали в кинозалах и гнали темные думы о невыплаченных кредитах и увольнениях на фабриках.

Да, человек устроен так, что в тяжелые моменты жизни его мозг включает защиту от негативных новостей, ищет нечто светлое в окружающем мире. А когда сумеречные дни проходят, наша память услужливо прячет воспоминания о них в самые дальние уголки. Так что мудрецы из кремлевской администрации разработали вполне жизнеспособную концепцию, которая обещает дать эффект даже в условиях, когда в повседневной жизни обычного гражданина уровень тревог и неустроенности превышает средний показатель.

Правда, реализовать такую стратегию сегодня куда сложнее, чем лет эдак 70-80 назад. Тогда прокатил «Кубанских казаков» по всем экранам страны — и пожинай оптимистические плоды с полей. А теперь каждую добрую весть зловредный пользователь норовит проверить в Сети. Одна надежда на то, что народ порядком устал как от информационной чернухи, которая по инерции льется с телеэкранов и газетных полос еще с середины 80-х, так и от бесконечных агитационных инъекций. Когда такой выбор, будешь рад и знакомству с парнишкой, переводящим старушку через дорогу.

Неслучайно еще в нулевые в соцсетях появилось движение оптимистов, которые собирали по крупицам информацию о чем-либо хорошем, происходящем в России. Это было непросто, но именно из таких попыток возник интересный сайт «Сделано у нас», который поддерживали не государственные структуры, а самые обычные пользователи интернета. Они сами искали новости об открытии производств, появлении новой продукции и правильных решениях местных властей, сами же делали их достоянием общественности, выкладывая в Сеть. Причем бесплатно, исключительно потому, что «за державу обидно». Кто бы мог подумать, что душевный порыв народных масс обернется политическим трендом, под который теперь (не сомневаюсь!) найдутся и приличные бюджеты.

Хотя для реализации тезиса «Жизнь налаживается» не надо придумывать какие-то особо духоподъемные новости. Достаточно грамотно трактовать те, которые поступают на ленты в ежедневном режиме. Вот, к примеру, вышло очередное социологическое исследование ВЦИОМа как раз о социальном самочувствии. Цифры в исследовании довольно противоречивы. С одной стороны, 41% опрошенных считают, что худшие времена у нас только впереди. А с другой — появилась положительная динамика в индексе социальных ожиданий. Правда, этот индекс по-прежнему находится в области отрицательных значений (минус 31), но прогресс в том, что в 2015-м он составлял минус 52 пункта, а год назад — минус 48. То есть как ни крути, а на выходе — плюс. Подпадает под «хорошую новость»? Как говорил молодой Жириновский, однозначно.

Или еще пример. После презентации Центробанком новых купюр в 200 и 2000 рублей глазастые блогеры разглядели якобы ошибку граверов. Там остров Сахалин на изображенной карте почти примыкает к материку, превращаясь в полуостров. И тут же вслед за скандалом по лентам пошли новости о том, что сразу после окончания строительства Керченского моста структуры Аркадия Ротенберга займутся возведением моста через Татарский пролив, чтобы соединить Сахалин с материком. Об этом проекте говорили давно, а теперь даже деньги на него нашлись. В результате скандал с купюрой заблистал новыми красками: получается, что «ошибка» на карте вовсе не ошибка, а тонкий намек на новый строительный суперпроект. Чем не хорошая новость?

И такой фокус можно произвести по любому информационному поводу — было бы желание и гонорар. Ведь по законам все той же пресловутой диалектики в каждом явлении есть свои плюсы и минусы. А умелая рука редактора всегда может превратить очевидный косяк в яркую победу и повод для оптимизма.

Так что создатели «фабрики хороших новостей» на верном пути. Тем более таких новостей действительно становится больше. Осталось только подумать, как заставить переключиться на позитив человека, который в задумчивости только что вернулся из супермаркета, где все сложнее наполнить продуктовую корзинку за ту же самую зарплату, не имеющую тенденции к росту. Дна-то кризиса мы давно достигли... Сложно перековаться в оптимисты и тому, кто получил очередной счет за «коммуналку», письмо со штрафами с большой дороги или уведомление о налогах на недвижимость по новой системе начисления...

Впрочем, это, как говорится, уже совсем другая история. Но в целом-то жизнь ведь налаживается, не так ли?