О перспективах создания эффективного средства против ВИЧ эксперты говорили на этой неделе в здании Общественной палаты РФ
Наша страна имеет шанс создать в скором времени эффективную вакцину от ВИЧ-инфекции, считает руководитель лаборатории ГосНИИ особо чистых биопрепаратов Андрей Козлов. По мнению экспертов, необходимо полноценное финансирование научной программы.
Сегодня в мире более 35 млн ВИЧ-инфицированных. В России смертельный вирус в крови имеют свыше 665 тысяч человек. С одной стороны, это гораздо меньше, чем в США или ЮАР, с другой — еще лет 20 назад зараженных в нашей стране были единицы. Эпидемия прогрессирует. Как остановить ее и спасти уже заболевших? Панацеей может стать вакцина, разработку которой российские ученые ведут почти 20 лет. О перспективах создания эффективного средства против ВИЧ эксперты говорили на этой неделе в здании Общественной палаты РФ.
Пока, по словам Андрея Козлова, самым передовым в мире средством остается вакцина, испытанная в Таиланде. «Она показала эффективность 30%, и все восприняли это как большой успех, хотя для остановки эпидемии должна быть эффективность не менее 50%, — заметил ученый. — Главная проблема — большое разнообразие вируса, его высокая изменчивость, поэтому в мире до сих пор не создали эффективной вакцины. Мы пошли по пути клонирования вируса. Выяснили, что у нас в стране преобладает особый тип вируса иммунодефицита — с очень ограниченным разнообразием. Это дает нам хороший шанс создать наиболее эффективное средство от ВИЧ-инфекции, распространенной в нашей стране. Но все зависит от финансирования программы. Нам нужно проводить больше исследований и привлекать новые институты».
Уже известно, что вакцина для России будет кардинально отличаться от вакцины для Америки, поскольку разновидности эпидемий на континентах разные. Перекрестного воздействия препаратов не будет. Поэтому ждать панацеи и нового лекарства из-за океана смысла нет, уверены эксперты.
Сейчас над созданием отечественного препарата от ВИЧ трудятся десятки ученых со всей страны. В разработке три вида вакцины. Они уже прошли доклинические исследования. Готовятся следующие стадии испытаний.
«Мы уже подтвердили высокую безопасность нашей вакцины — в этом главное ее преимущество, — сообщил Андрей Козлов. — Также убедились, что при ее применении в 100% случаев вырабатывается клеточный иммунитет. Но пока мы имеем информацию лишь о некоторой эффективности, которую нужно подтверждать второй и третьей фазами исследований».
О сложностях создания вакцины рассказал руководитель лаборатории иммунохимии НИИ вирусологии им. Д.И. Ивановского РАМН Эдуард Карамов: «30 лет исследований в мире пока не дают заметного результата, потому что наука не знала, что является основным в защите от вируса. Идея создать нейтрализующие антитела провалилась. Появились ДНК-вакцины, но с низкой эффективностью. Стали комбинировать два подхода, но опять без весомых результатов. Поэтому очень важно не шарахаться из стороны в сторону, не сворачивать проекты, как это было в нашей стране, а вести планомерную непрерывную работу. Проект должен иметь политическую поддержку».
Несмотря на сложности, успехи по сдерживанию эпидемии уже есть, считает главный внештатный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции Минздрава России Алексей Мазус. Главный показатель — заметное снижение уровня смертности от СПИДа в нашей стране.
«В Штатах от СПИДа уже умерло больше, чем в России живет ВИЧ-инфицированных, — говорит эксперт. — Большую роль играет раннее выявление носителей инфекции, на Западе их зачастую выявляют уже не стадии СПИДа, когда спасти больного невозможно».
Слова специалиста подтверждает статистика. В нашей стране самый высокий уровень тестирования населения на ВИЧ — 18%. В США тест проходят 11% населения, во Франции — 8%. В других странах — значительно меньше.
Больше всего носителей ВИЧ в России выявляют на Урале и в Сибири — около 100 больных на 100 тысяч населения. Удалось заметно снизить распространение инфекции в столице — новых случаев заражения здесь становится меньше. Ученые находят логичное объяснение: Москва стала передовым регионом, где постоянно внедряются новые научные методики профилактики. Впоследствии они применяются во всей России.
«Пока самый эффективный метод остановить эпидемию ВИЧ — использовать лечение как профилактику, — считает Алексей Мазус. — Когда мы лечим больного, он уже не заражает окружающих. Чем больше носителей ВИЧ-инфекции мы начнем лечить, тем ниже будет вирусная нагрузка в обществе. Это стратегия мирового здравоохранения, которой будем придерживаться, пока нет вакцины».