В 2014 году в Шотландии пройдет референдум о независимости, в Барселоне митинговали за независимость Каталонии от Испании
Любопытная новость пролетела вчера по информационным лентам: Великобритания разрешила Шотландии провести в
С месяц назад около 1,5 млн человек вышли в Барселоне на митинг за провозглашение независимости Каталонии от Испании. Все это прошло под лозунгом, до боли нам знакомым — «Хватит кормить Мадрид!» (Каталония является регионом-донором для остальной Испании). В Бельгии одержавшая убедительную победу на муниципальных выборах радикальная партия «Новый фламандский альянс» потребовала начать переговоры о превращении королевства в конфедерацию. Лидер НФА Барт де Вевер потребовал от правительства немедленно начать переговоры, мотивируя это тем, что богатая Фландрия фактически субсидирует менее развитую франкоязычную Валлонию. Мотив — опять знакомый: «Хватит кормить Валлонию!».
Ничего не напоминает? Ну как же — у лозунга «Хватит кормить Кавказ!» тоже уже немало сторонников даже среди вполне респектабельных политиков. Поэтому, оценивая происходящие в Европе события, я бы поостерегся от злорадных комментариев в стиле «хлебните-ка и вы теперь нашего лиха».
Во-первых, дурной пример, как известно, заразителен. А, во-вторых, события, происходящие в Старом Свете, я бы посоветовал рассматривать с точки зрения именно евроинтеграции, как бы странно это, на первый взгляд, ни звучало. Несмотря на постоянно муссируемую тему об угрозе обвала евро и развала самого Евросоюза, там все не так просто, как может кому-то показаться.
Дело в том, что традиционные национальные государства, сложившиеся в Европе со времен заключения Вестфальского мира, представляют собой очевидное препятствие на пути объединения Европы. Брюсселю крайне тяжело диктовать свою волю, когда ее адресатом являются Париж, Берлин, Мадрид, Рим и так далее. Собственные национальные интересы в определении политической и экономической стратегии пока еще превалируют в Европе, а свести их к единому показателю не получается.
Дабы интеграция все же состоялась, национальные идентичности должны смениться общеевропейской. Но как это сделать? Навязывать общую идентичность французам, немцам и итальянцам по указке сверху — занятие малопродуктивное. Совсем другое дело, если объединение Европы (лоббируемое наднациональными политическими и финансовыми элитами) будет сопровождаться размыванием национальной идентичности. Именно поэтому ставка делается на регионы. Eсли из Франции, Германии и Италии составить федерацию чрезвычайно трудно, то Каталония, Валлония, Фландрия, Бургундия, Бавария, Шотландия, Ломбардия, Моравия, Саксония, Бретань складываются в пазл с куда большей легкостью.
Какой из всего сказанного вывод стоит делать нам, гражданам и политикам Российской Федерации? В условиях глобальной экономики и политики Европа не в состоянии сохранить свои лидирующие позиции в ином формате, кроме как очередного, Четвертого, рейха или второй Священной Римской империи — кому как нравится. Глобализация диктует свои условия государственному строительству — наступает эпоха Империй (США, Китай, Евросоюз...).
Но если в Европе сепаратистские тенденции вполне укладываются в стратегию тамошних элит, которые стремятся создать новую евроимперию, то можем ли мы сделать аналогичный вывод относительно России? Очевидно, нет. Что русскому хорошо, то немцу смерть. И наоборот.
Так что пусть Европа экспериментирует, а мы пойдем своим путем, а именно к Евразийскому Союзу, идея которого с каждым годом становится все более привлекательной.