ЗВЕЗДА ДОЛЖНА БЫТЬ С КУЛАКАМИ

При всей публичности жизнь знаменитых людей окутана тайной - тайной успеха. Однако поклонникам хочется видеть своих кумиров не только на сцене или экране, но и в обычной жизни.

Певица Мария Каллас (1923 - 1977) в свое время стала живой легендой. Тому способствовали и ее стремительное восхождение на оперный Олимп, и трагическая судьба (певица потеряла голос на пике карьеры), и бурный роман с миллиардером Аристотелем Онассисом, в итоге женившимся на вдове американского президента Жаклин Кеннеди... Многие полагали, что именно Онассис виновен в преждевременной утрате волшебного голоса. Однако Клод Дюфрен, лично знавший певицу, в биографии "Мария Каллас" развенчивает и этот, и другие мифы. С юности Сесилия София Анна Мария Калогеропулос (таково настоящее имя Каллас) была одержима жаждой славы, не щадя голосовых связок и репетируя буквально днем и ночью: "Часто случалось, что вечером Мария Тривелла (консерваторская преподавательница. - О.Р.) давала своей ученице партитуру только для чтения, а на утро следующего дня девушка знала ее наизусть".
Кроме того, будущая звезда обладала взрывным темпераментом и неуживчивым характером: "В гневе Мария снимала очки и бросалась с кулаками на обидчика совсем как мальчишка!" Позже это приводило к многочисленным судам и скандалам. Крутой нрав Каллас не раз испытывали на себе ее близкие. Когда Мария была уже богата и знаменита, старшая сестра Джеки, переживавшая трудное время, обратилась к ней с просьбой о помощи. Оперная дива снабдила отказ "добрым" советом: "Теперь стоит хорошая погода, так как наступило лето. Отправляйся проветриться на пляж. Если, как ты говоришь, у тебя нет денег, то тебе не остается ничего, как броситься в воду и утопиться!"
Книга для любителей заглянуть за оперные кулисы - тактично и деликатно, без "желтизны" и псевдосенсаций.
Со звездами всегда непросто. Вот и наша великая Майя Плисецкая в новой книге "Тринадцать лет спустя: сердитые заметки в тринадцати главах" самокритично признает: "Легким характером природа меня не наделила. Это я сама хорошо знаю. Брат мой Александр часто с добрым сочувствием говорил Родиону (композитор Родион Щедрин - супруг Майи Михайловны. - О.Р.): тебе за Майю давно пора дать звание Героя Советского Союза... И еще вспоминается: Василий Абгарович Катанян, последний муж Лили Брик, в шутку (а может, и не такая уж то шутка была) замечал Родиону, что при Майе всегда рядом обязательны милиционер и домоуправ..."
Хотя это объяснимо: звездная жизнь отнимает много сил и нервов, а кроме восторженных поклонников, на пути попадаются проходимцы и аферисты. По крайней мере Плисецкой на них везет. За тринадцать лет, прошедшие с выхода ее первой книги "Я, Майя Плисецкая...", в жизни великой балерины было много неприятностей и огорчений. То публично объявилась "незаконнорожденная дочь", которую Плисецкая якобы родила втайне от мужа в спецклинике КГБ и сразу отдала на воспитание жене некоего "кагэбэшного полковника". Дошло до того, что Майя Михайловна, защищаясь от клеветы, представила в суд врачебную справку о "статусе нерожавшей женщины". Или история под названием "Лечебный крем "Майя Плисецкая": понадобилось несколько лет, чтобы убрать имя балерины из названия антиварикозного крема, который, помимо ее согласия, продавался по всей стране. Сама Плисецкая узнала о чудо-снадобье случайно, от подруги: "Мы не знали, Майя Михайловна, что вы - доктор медицины и опытный ортопед..." Многие не верили, что она не получала от этого ни копейки: Андрей Вознесенский в ответ Родиону на его слова, что Майя не получает с кремов ее имени ровным счетом ничего, заметил: "Никто поверить в это не сможет. Даже я не смогу..." И даже после предоставления в суд официального запрета Плисецкой на использование ее имени в "кремовой затее", волокита продолжалась: "Не властен, значит, у нас человек над своим собственным именем..." И если это касается такого человека, как Майя Плисецкая, что уж говорить о других...
Книга для тех, кто видит в Майе Михайловне не только нежную Одетту или страстную Кармен, иначе ее житейские обиды "на недобрых, нечестных людей" могут расстроить балетоманов.
Книга другого обладателя звездной фамилии "Париж, Москва, любовь..." задумана как попытка иностранца "понять Россию и обрести здесь свою душу" (из аннотации). Ее автор - Миша Азнавур, сын знаменитого французского певца Шарля Азнавура - приехал на родину предков ради любви к русской девушке Насте. Любовь прошла, но Миша все равно остался в Москве, устроился работать диджеем и даже сочинил "отчет" о своей столичной жизни.
По большей части роман состоит из бойкого, но поверхностного перечня негативных сторон нашего житья-бытья. Азнавура-младшего возмущает практически все. И аляповатые интерьеры ("создается впечатление, что ни одна квартира из тех, что я посетил в Москве, не была обставлена со вкусом. То же, впрочем, и с офисами"). И невкусная еда ("не знаю уж, из чего русские пекут свой хлеб, которым, кстати говоря, страшно гордятся, но он, как правило, абсолютно несъедобный"). И наши девушки, которых мы опрометчиво считаем самыми красивыми в мире ("очень многие имеют угреватую сыпь, которую косметика, увы, не скрывает, а только подчеркивает. Создается впечатление, что всю свою жизнь они питаются в фастфудах... Лишь единицы красятся со вкусом и в меру, а не тупо замазывая кожу и рисуя на получившейся маске глаза и рот"). И литературное невежество москвичей ("если у вас заходит речь о молодом авторе или писателе ХХ века, то многие, очень многие называют Бегбедера. - Я обожаю Бегбедера, - говорю я, - но разве можно сравнить его с Владимиром Маканиным?")...
При этом Миша чуть ли не на каждой странице извиняется за свой снобизм ("простите меня, друзья, простите великодушно!") - и вновь продолжает в том же духе. Иногда, видимо, когда надоедает хулить российскую действительность самому, доверяет это россиянам: "Как и все русские девушки, - уверял мой хороший друг (москвич. - О.Р.), - Настя корыстна и бесчестна". Странно, а ведь многие иностранцы ценят русских жен именно за бескорыстие...
Книга-учебник по патриотизму: после ее прочтения даже у непатриотов возникает обида за державу и желание спросить автора: "А сам-то ты кто?" Не обижайтесь - Миша и себя не щадит: "Я ничего не умею делать. В течение многих лет я лишь шкодничал в парижском офисе... У меня даже нет на руках никакого солидного диплома, не считая диплома прожигателя жизни..."
Благодарим Торговый дом книги "Москва" (ул. Тверская, 8) за предоставленные книги.