- Отчего вы таким усталым выглядите? Не отошли еще от фильма Михалкова?
- Да нет, днем и ночью озвучивал новый сериал. Спешил - завтра уже надо быть на Канарах. Говорухин поручил мне роль старшего морского офицера.
- А морская болезнь вас не пугает?
- Нет, этой напасти я не подвержен, но все равно побаиваюсь. Ведь съемки будут проходить на парусном корабле, в течение месяца мы все будем находиться на одной палубе - это почти как в отсеке космического корабля. Невольно призадумаешься о психологической совместимости.
- Сюжет-то интригующий?
- Конечно, это же по рассказу Станюковича. Действие происходит в середине XIX века. На клипер, идущий из Сан-Франциско в Гонконг, по просьбе русского консула берут женщину с прислугой, которой нужно попасть на родину. Ну, а когда моряки месяцами не видят женщин, то сами понимаете, начинают волноваться. К тому же женщина на корабле - это, считается, к беде, и тут неизбежно начинаются разные приключения. Какие? Скажу так: на реях кое-кому из артистов придется повисеть...
- А сериал, который сейчас озвучивали, тоже держите в тайне?
- Да нет, об этом можно рассказать. Я опять вернулся к своему незабвенному Колобкову из "Солдат". Мне предложили новый телевизионный проект "Колобков на гражданке". Зрители увидят восемь серий, в которых мой герой разбирается со всеми своими женщинами. Это, конечно, не гарем, но... Я до сих пор не могу понять, как его хватает на всех красавиц, дурнушек и домашних клуш. Честно сказать, мне не хотелось влезать в этот проект, потому что не собираюсь остаться в памяти зрителей только Колобковым.
- Но ведь вас никто не заставлял играть в 56 сериях. Или контракт составлялся так, что вы не могли "соскочить с проекта"?
- Простите за прозу жизни, но сериалы обеспечивают меня материально, это мой заработок. При этом не думайте, что я соглашаюсь сниматься во всем подряд, но уж если соглашаюсь, то тяну лямку до конца. Не секрет: серьезные сериалы, за которые было бы не стыдно, получаются только тогда, когда над ними работают мастера. Тот же "Штрафбат", который на той неделе показывали по телевидению во второй раз, - полноценный художественный фильм. Да и повторно идущий сейчас "В круге первом" Глеба Панфилов тоже не назовешь проходным сериалом. К сожалению, сегодня мы стали привыкать к спешке, когда приходишь на съемочную площадку, и тебе надо текст выучить за час. А Глеб Панфилов работает основательно. С ним попадаешь в старый добрый мир кино, где никто никуда не спешит, где упиваются творческим процессом, где на артиста смотрят с любовью. Честно сказать, сцены Абакумова "В круге первом" мне дались непросто. Ведь Абакумов - глава МГБ, по сути, второй человек в государстве, выше только Сталин. Он всемогущ, а мне надо было понять, бывает ли растерян этот царь и бог, которому проще уничтожить человека, чем клопа раздавить на стене. Однажды Панфилов мне предложил: а ты потягай в кадре гирю. Вначале мне это показалось лишним, но потом взял-таки гирю и стал одной рукой ее качать, а другой "расстрельные" документики листать. И роль сдвинулась с мертвой точки.
- Одним словом, вы работали по системе Станиславского?
- Конечно, потому что ничего лучшего пока не придумали. По этой же системе работает и Никита Михалков с актерами. В этом я убедился на фильме "12", когда мы с ним сидели полтора месяца в спортзале, где происходит действие фильма, практически не вылезая. Отпускали вечером только тех, кто играл в спектаклях, а потом ночью снова привозили на съемочную площадку. Чтобы наполнить роль психологически, я стал копаться в своей собственной жизни: где и кого предавал, почему и когда изменял себе... Мой отец, по профессии режиссер, с ранних лет учил меня не прельщаться обманчиво легкими путями. Я ему благодарен за то, что он не разрешил мне поступать во ВГИК, куда бы меня приняли без экзаменов после десяти картин, а настоял на ГИТИСе, где я прошел свои университеты и в результате попал в театр имени Маяковского.
- Но недавно ушли оттуда. Хотя при Андрее Гончарове заменили великого Евгения Леонова в "Детях Ванюшина", играли с Натальей Гундаревой в "Банкроте", "Последней жертве"... Что, не сошлись характером с новым худруком Сергеем Арцибашевым?
- Дело не в том - сошлись, не сошлись... В связи с уходом из жизни Наташи Гундаревой и Аллы Балтер из репертуара театра выпали те спектакли, в которых я с ними играл. А новые роли, которые мне предлагали, не грели - слишком они были мелкие. Решение далось непросто. Вначале я пытался совмещать кино с доигрыванием старых спектаклей, но потом понял: так продолжаться не может.
- Помимо того, что вы были постоянным партнером Натальи Гундаревой, по жизни тоже с ней дружили?
- Мы варились с Наташей в одном котле, абсолютно доверяли друг другу, но назвать себя ее близким другом я не могу. Тем не менее она не раз выручала меня. Например, когда Гончаров кричал на меня, успокаивала: кричит - значит любит. Гончаров поначалу и на Наташу кричал, и я не раз видел, как она переживает, забившись куда-нибудь в уголок, но слез никогда не показывала! Андрей Александрович стал щадить Наташу только тогда, когда ушла из театра Татьяна Доронина, и Наташа заняла место примы. Может быть, если б Наташа осталась жива и работала в театре, то я бы не променял сцену на телесериалы.
- Значит, скучаете по театру?
- Еще как скучаю! Как ни крути, а 25 лет жизни провел на сцене, и всего, чего достиг в профессии, это только благодаря постоянному театральному тренингу. Мне кажется, я еще вернусь в театр. А пока я все время в дороге, сына своего единственного вижу редко и в основном ночью, когда он спит. А так хочется побыть с ним, обсудить его дела, все-таки парню 14 лет - как говорится, переходный возраст.
- Ну а если б выпала возможность отдохнуть вместе с ним, что бы выбрали?
- Рыбалку на Селигере. Я заядлый рыбак и другого спорта не признаю. Мой сын тоже пристрастился к рыбалке. Для него, как и для меня, нет большей радости, чем поймать рыбку и... тут же отпустить в воду.