КАБАЛЬЕ СМОТРЕЛА В РОТ БАСКОВУ

Три дня в Москве шумел юбилей Николая Баскова. Роскошные банкеты с пафосной столичной тусовкой плюс, конечно, концерт в Доме музыки с легендарной Монтсеррат Кабалье в качестве партнерши по дуэту...

Можно сказать, участие Кабалье в юбилейном турне Баскова по России стало главным подарком Николаю к 30-летию. Хотя вошла великая певица в его жизнь гораздо раньше - осенью 2000-го, когда для концерта в питерском Ледовом дворце ей понадобился молодой российский партнер. Все шесть лет с тех пор ходят упорные слухи, будто Монтсеррат отобрала Колю отнюдь не бесплатно. И то сказать, мало ли в нашей стране ярких голосов и артистических дарований? Но у них нет такого мощного покровителя, как аптечный король, по совместительству музыкальный продюсер, он же тесть Баскова Борис Шпигель... Однако с тем же упорством Кабалье уверяет: "С сыновей денег не беру".
- Впервые услышала его в Петербурге на концерте, куда меня позвали в качестве зрительницы, - вспоминает Кабалье. - И удивилась: почему с таким красивым голосом он поет только эстраду? Я тогда не знала, что он уже спел в Большом театре "Евгения Онегина", "Моцарта и Сальери"... Подумала - что же ему предложить со мной исполнить? Вспомнила про небольшой, не очень сложный дуэт "Аве Мария" Масканьи. Мы встретились, я предложила Николаю выучить эту вещь. Он смутился, но тут же попробовал - и хоть с трудом, но у него стало получаться! Четыре года назад мы начали регулярно заниматься. И поверьте, за все это время между нами не было даже разговора о деньгах! Знаю, что многие в России думают, будто мы с Николаем водим их за нос. Ну что же делать, если в вашей стране сейчас перестали верить в бескорыстие... Мне это обидно, я привыкла думать о России совсем по-другому. Во всем мире знают: я бесплатно учу, и не только Николая, ведь мои знания, умение остаются при мне, я не лишаю себя этого богатства, когда делюсь им с другими. С теми, кого даже не учениками называю, а своими "музыкальными детьми". Вот такой мой "музыкальный сын" - Николай.
ХОРОШЕГО ТЕНОРА ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГО
Подготовкой к нынешнему турне Басков плотно занялся летом, когда уже окреп родившийся в апреле сын Бронислав и стало возможно на какое-то время уезжать из дому. С женой Светланой они полетели в Испанию, где Коля не только совершенствовался в вокале под руководством "музыкальной мамы", но и... набирал вес: за прошлый год он ценой суровой диеты и занятий на тренажерах похудел на 12 килограммов, что даже придирчивой Кабалье показалось излишним. Ведь голос нуждается в резонаторах, т.е. в определенной массе тела. Вспомните, видели ли вы когда-нибудь тощего тенора? Конечно, все 12 кило Басков себе не вернул, да такой цели и не ставилось. Но килограмма четыре на вкусной паэлье и прочих соблазнах испанских ресторанов певец нарастил. Зрители, побывавшие в сентябре на фестивале "Голоса Монтсеррат Кабалье" в горном испанском городке Сория, уверяют, что выступление всех его участников, в том числе Николая и его учительницы, прошло отлично. А ведь Басков полетел туда вдрызг простуженным - замерз на московском концерте Мадонны в Лужниках. Но испанский аспирин, а главное - техника дыхания, привитая ему Кабалье, не подвели - справился.
"МЕРСЕДЕС" ЗА КУЛИСАМИ
И вот - перелет в Красноярск, откуда 28 сентября началось российское турне. Впрочем, полетел туда только Николай, а Кабалье с дочкой Монситой направились в Екатеринбург, где пересели на поезд. Оказывается, примадонна не очень доверяет авиации и, если уж летает, то только самолетами одной-единственной западной компании, которая Сибирь, увы, не обслуживает. Впрочем, три спецвагона, оборудованных для Кабалье и ее команды (8 охранников оберегают не только звезду, но и драгоценности ценой во многие сотни тысяч долларов, в которых она выходит на сцену), склонили бы к наземному путешествию самого завзятого поклонника воздушного транспорта. "Труд" на днях уже описывал это великолепие: салоны люкс с итальянской мебелью, ванна, индивидуальная кухня...
Кабалье поразила концертных администраторов своей неприхотливостью: в гримерку к себе она заказывала лишь минеральную воду, чай, кофе, молоко и фрукты. Правда, возили ее на самых роскошных машинах. Например, в Новосибирске, где концерт проходил в местной опере, два "Мерседеса", черный и белый, ждали Кабалье с Басковым прямо за кулисами, въехав через ворота для декораций.
У НИКОЛАЯ ОТКРЫЛОСЬ СОПРАНО
Позади Тюмень, Екатеринбург, Йошкар-Ола... Турне подошло к своей кульминации - концерту в столичном Светлановском зале. Билет в редакцию прислал сам Басков. Приятно: не забыл, значит, старую дружбу, трудовский конкурс "Романсиада-97" - первое серьезное соревнование в жизни певца, на котором он в суровой борьбе отвоевал почетное второе место...
Иду под дождем к Дому музыки, но вместо приветливой контролерши меня встречают неулыбчивые секьюрити. Недоверчиво вертя в руках билет, охранники спрашивают: как он к вам попал, есть ли у вас паспорт, служебное удостоверение. Удивляюсь: а зачем? Охрана объясняет: извините, много фальшивых билетов... То ли контроль перестарался, отсеивая фальшивки, то ли у перекупщиков что-то не срослось, но в зале тут и там зияли пустые кресла. Странно, особенно на фоне битковых залов в других российских городах.
Но вот с 35-минутным опозданием представление началось. Правда, не с музыки, а с официоза: Сергей Степашин стал вручать Кабалье орден "Золотой Сокол", присуждаемый "за благородство помыслов и дел". Среди уже награжденных им деятелей есть и руководители государств, и религиозные лидеры, и артисты - например, Владимир Спиваков (при звуках своего имени Владимир Теодорович, удачно оказавшийся в директорской ложе, привстал)... Затем Степашин долго вешал орден на грудь его новой обладательницы - где награда, надо сказать, слегка померкла рядом с блеском огромной бриллиантовой броши. Окончательно пафос церемонии развеяла оговорка Сергея Вадимовича, назвавшего Баскова "золотым сопрано России". Тут само оживление в зале подсказало - пора переходить к пению.
Символично, что дуэт Басков - Кабалье начал с того самого "Аве Мария" Масканьи. Как давний и, что таить, неравнодушный наблюдатель творчества Баскова замечу: его голос действительно окреп, артист чувствует себя на сцене куда увереннее, чем, скажем, в пору дебюта в Большом театре. И арию Ленского спел выразительнее, чем тогда. Тем не менее почудилась мне в пении Николая какая-то натужность - например, в "Плаче Федерико" из оперы "Арлезианка" Чилеа.
А вот во втором отделении это ощущение скованности ушло. Может, потому что у меня появилась возможность пересесть поближе - многие "протокольные" зрители после перерыва ушли. Да и репертуар, пришедший на смену оперным ариям, - русские народные песни вроде "Коробейников", - самый что ни на есть "басковский", тут и зычный голос Николая кстати, и эстрадная его харизма. Еще больший успех имели отрывки из испанских классических оперетт, вкус к которым Кабалье привила Баскову. 73-летняя Монтсеррат, при понятных в таком возрасте изъянах некогда божественного голоса, держалась великолепно и даже более артистично, чем 30-летний Николай: весело заигрывала с ним, а на самых длинных нотах удивленно заглядывала ученику в рот. Артисты настолько "раскочегарились", что Николай в раже, беря оглушительное верхнее "си", со всей силы боднул Монтсеррат в лоб! Впрочем, это никак не повлияло на ее фортиссимо - сказались громадный сценический опыт и непробиваемое самообладание дивы.
Аплодисменты, несмотря на поредевший зал, грянули горячие. Среди особенно старавшихся зрителей я заметил Ларису Долину. "Молодец Николай, - призналась Лариса, - я его раньше только в эстрадных песнях слышала. Такая мощь!" Правда, другие члены эстрадной тусовки, оказавшиеся рядом, - например, Аркадий Укупник, - слушали наш с Ларисой диалог довольно вяло. Максим Галкин, как показалось, остался недоволен Кабалье: "Зачем она берется за меццо-сопрановые арии?" (певица, избегающая, как многие престарелые сопрано, слишком высоких нот, спела "Хабанеру" Кармен, написанную для низкого женского голоса). Представитель же классического музыкального вкуса Александр Соколов от оценки вечера вовсе отказался, сославшись на то, что он тут не как министр культуры, а как частное лицо...
"ПОЗДРАВЛЯЮ ГАЛИНУ ВИШНЕВСКУЮ!"
В эти хлопотные дни Баскову было не до интервью. Но корреспонденту "Труда" повезло дозвониться до юбиляра.
- Коленька, поздравляю! Можешь ответить на несколько блицвопросов? Скажи, чем самоощущение в 30 лет отличается от такового в 29?
- Сережа, когда я поднял сегодня на руки сына, понял - вот оно, мое главное достижение.
- Какие новые проекты теперь последуют?
- Секрет! Басков должен быть непредсказуем (смеется)... Хочу поставить "Травиату", на днях собираюсь вести переговоры с Театром имени Станиславского и Немировича-Данченко. А еще, знаешь, Кабалье из-за меня задержится на сцене: после дуэта из "Адриенны Лекуврер" она сказала вчера, что не прекратит театральную карьеру, пока не споет со мной всю оперу... И на свой грядущий юбилей меня пригласила петь великая русская певица Елена Образцова.
- А вот с великой русской певицей Галиной Вишневской вы все время пикируетесь через прессу - то она говорит, что никакой ты не оперный певец, то ты про нее примерно то же самое. Да хоть недавно в журнале "Роллинг стоун"...
- Ой, это было провокационное интервью после полутора литров виски. Там многое напечатано, чего я не говорил. Да ведь сама Галина Павловна подчеркивает, что оперный певец по-настоящему начинает раскрываться только после 30 лет... Что же она меня так ругает, если ни разу не пришла на мои выступления? Но у меня обида на нее прошла. Дай Бог ей прекрасно провести свой конкурс, хорошо отметить юбилей - у нее большая дата. Ну а я буду жить своей жизнью, а если кому-то не нравится мое творчество... что ж, каждый имеет право на свое мнение.
- Читателям "Труда" что-нибудь пожелаешь?
- Я вас люблю. "Труд" - первая газета, которая обо мне написала. Всем - здоровья и счастья!