В свое время сотрудник Института механики и сейсмостойкости сооружений АН Республики Узбекистан Фарит Биккужин изучал труды да Винчи, который пытался создать нечто подобное - колесо с ободом из кожаных мешков, заполненных воздухом и опущенных в воду. Но проект Леонардо остался на бумаге: смелые идеи не соответствовали техническим возможностям той эпохи. Сегодня проблем с технологиями нет.
Инженер Биккужин, конечно, знал, что вечного двигателя в принципе не может быть. Тем не менее попытался изготовить действующую модель. Это колесо, погруженное в воду. Обод состоит из десятка горизонтально установленных и свободно вращающихся вокруг своей оси цилиндрических камер, соединенных по спицам с компрессором. Он запускает устройство, а дальше в камерах поочередно начинает происходить замена воздуха на воду - и колесо вращается все быстрее и быстрее.
- Когда я погрузил конструкцию в большую емкость с водой, то обод так разогнался, что я не смог его удержать, - рассказывает изобретатель. - И я понял, какая колоссальная энергия в этом двигателе заключена!
Опытный макет сейчас пылится в кладовке. Изобретатель рад уже тому, что некоторые серьезные ученые находят в его работах что-то перспективное. Академик Олег Лебедев, работавший в 1996 году в Институте механики и сейсмостойкости сооружений, благословил: "Продай хоть последние сапоги, но это дело доведи до ума и поставь на поток".
С тех пор Биккужин написал десятки писем в разные инстанции. Суть ответов одна: создание подобных устройств противоречит фундаментальному закону сохранения энергии. Фарит Биккужин признается, что терпение на исходе.
- Если нашему государству изобретение не нужно, то готов идею кому угодно подарить, - возмущается он. - Я письмо с предложением на английском языке подготовил. Вот отправлю американцам или японцам, которые со всех сторон окружены водой, - они оценят!
Тем не менее специалисты Уфимского государственного авиационного технического университета считают, что не все так безнадежно. Заведующий кафедрой общей физики, доктор физико-математических наук Игорь Александров прокомментировал ситуацию так:
- Фарит Биккужин берется за решение чрезвычайно сложной проблемы. Анализ схемы установки позволяет сделать заключение, что такой двигатель в принципе может существовать. С точки зрения фундаментальной физики нет принципиальных моментов, которые препятствовали бы его работе. Но в то же время возникает вопрос об эффективности работы по сравнению с обычными, более простыми по конструкции электрическими генераторами.