БОЛЬШОЙ СКАЧОК В КОСМОС

Первый китайский космонавт Ян Ливэй благополучно вернулся на Землю. В четверг в 9.23 утра по пекинскому времени спускаемый аппарат космического корабля "Шэньчжоу-5", вошедший в плотные слои атмосферы еще над Южной Атлантикой, вынырнул из-под небес и на гигантском парашюте приземлился в степях Внутренней Монголии.

К месту его посадки тотчас вылетели поисковые вертолеты, а кадры встречи новоявленного героя Поднебесной, через 15 минут после касания земной поверхности самостоятельно выбравшегося из капсулы и помахавшего толпе рукой, обошли телеканалы всего мира. Врачи, осмотрев Ян Ливэя, нашли его состояние вполне удовлетворительным. Вскоре первый китайский тайконавт вылетел в Пекин, где на военном аэродроме "Сицзяо" его ждала еще одна торжественная встреча.
В год полета Юрия Гагарина первый китайский космонавт еще не родился, да и потом долгие годы даже мечтать не мог, что в один прекрасный день ему будет суждено стать 241-м землянином, взлетевшим над нашей планетой. За 21 с лишним час пребывания в космосе Ян Ливэй 14 раз обогнул Землю, покрыв расстояние более 600 тысяч километров. Накануне днем он развернул в кабине алый государственный стяг КНР и голубой флаг ООН, подкрепился фирменным блюдом китайской императорской кухни "гунбао цзидин" (перченая курица с орешками-кешью), а вечером пообщался по телефону с женой Чжан Юймэй и восьмилетним сынишкой. Самым популярным человеком для пятой части человечества он стал в одночасье. Едва СМИ сообщили о запуске "Шэньчжоу-5", как из разных уголков Поднебесной стали поступать сообщения о новорожденных мальчиках, в честь первого тайконавта названных именем Ливэй, близким по значению к определению "уготован к величию".
Успешный полет китайца в космос стал пропуском для его страны в привилегированный клуб космических держав, до сих пор состоявший лишь из России и США. "Большой скачок" Поднебесной в космос растянулся на 30 с лишним лет (с момента запуска первого искусственного спутника китайского производства), и его впору уподобить "Великому маршу" (точно по названию ракеты-носителя). Китайской нации на этом пути пришлось преодолеть массу различных проблем и сложностей технологического и финансового характера. Здесь нисколько не умаляют немалой помощи, оказанной российскими партнерами в области освоения космоса, однако непременно подчеркивают, что вся программа пилотируемых полетов разработана и осуществляется Китаем исключительно по принципу "опоры на собственные силы". К слову, как заявил на пресс-конференции по итогам полета "Шэньчжоу-5" руководитель инженерной программы пилотируемых космических полетов Се Минбо, весь процесс подготовки к запуску китайского тайконавта обошелся государственной казне в 18 млрд. юаней (2,2 млрд. долларов) - сумму более чем скромную в сравнении с ежегодным многомиллиардным бюджетом американской НАСА.
По словам этого "космического" чиновника, успешный полет "Шэньчжоу-5" подвел черту под первым этапом проекта "921" (таково кодовое название китайской программы пилотируемых полетов в космос) и ознаменовал выход на следующую ступень - отработка стыковок, расстыковок и других маневров, подготовка к созданию собственной орбитальной станции. В ближайшие год-два Китай осуществит запуск шестого корабля из серии "Шэньчжоу", на борту которого будут уже не один, а двое или трое тайконавтов. Упорства и трудолюбия великой китайской нации не занимать, и, возможно, уже не за горами то время, когда, как с юмором прогнозируют участники обсуждений на китайском Интернете, от покорения космоса наши восточные соседи перейдут к его заселению...