ПРИБАВКА К ЗАРПЛАТЕ ОТ ИМЕНИ ВТО

- По оценке Минэкономразвития, после вступления России в ВТО, за которым последует снятие

- По оценке Минэкономразвития, после вступления России в ВТО, за которым последует снятие административных барьеров на пути отечественных товаров на западные рынки, мы сможем ежегодно дополнительно зарабатывать до 18 млрд. долларов. Из чего будет складываться эта "солидная прибавка" к бюджету?
- Прогнозы на самом деле звучат разные: от 2,5 до 20 миллиардов долларов. Ведь эти суммы складываются из весьма различных и совершенно разнородных источников. Речь может идти и о прямых налоговых поступлениях в бюджет за счет резкого увеличения уровня продаж наших отраслей, ориентированных на экспорт, и о косвенном эффекте. В частности, вступление в ВТО станет настоящим прорывом для российских сталелитейщиков, трубопрокатчиков, лесопромышленников. Новые перспективы откроются перед бумажной промышленностью и нефтехимией. Есть еще эффект косвенный, и его-то труднее всего спрогнозировать и выразить в конкретных цифрах. Я имею в виду расширение объемов производства внутри страны, которое по цепочке приводит к увеличению рабочих мест, повышению уровня зарплат, а значит, в целом к росту потребления и расширению налогооблагаемой базы. Именно из этого и складываются "дополнительные заработки российского бюджета".
- Вступление в ВТО потребует от России корректировки свыше 100 законов и нескольких сотен подзаконных актов - реально ли осуществить столь масштабную "реструктуризацию" правового поля с учетом расклада сил в нынешней Государственной Думе?
- Приведение законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО нужно не только и не столько в связи с присоединением нашей страны к этой организации. Это нужно для самой России, для того, чтобы отечественный бизнес имел условия для развития, чтобы экономика не зависела от решений тех или иных административных органов (снятие административных барьеров, принятие блока законов по дебюрократизации экономики, упрощение системы регистрации предприятий, единая стандартизация всех товаров и услуг). Более того, большая часть работы уже сделана: принятие Думой Земельного кодекса, подготовка Таможенного кодекса, все это необходимо для России в контексте присоединения к ВТО.
Проведя региональные конференции "Россия, ВТО и интересы бизнеса" в федеральных округах, мы увидели, как меняется отношение региональных элит к данной тематике: настороженность уступает место заинтересованности. Многие депутаты Государственной Думы (как представители экономических интересов регионов) стали иначе относиться к процессу присоединения России к ВТО.
- Какие именно лоббистские группировки отечественного бизнеса более всего, а какие - менее заинтересованы в том, чтобы играть по правилам ВТО? Чем объясняется в этой связи позиция металлургических компаний России, которые ощутили на себе пресс антидемпинговых процедур, но тем не менее предлагают отложить вступление в ВТО до 2004 года? Только ли тем, как говорят, чтобы лучше подготовиться?
- Нужно разделить лоббизм на две составляющие: лобби конкретных финансово-промышленных групп и лобби бизнес-сообщества России в целом. Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата и целый ряд промышленных ассоциаций уже высказали свое положительное отношение к присоединению России к ВТО.
Структура промышленных холдингов такова, что те предприятия, которые работают на экспорт, желают вступления нашей страны в ВТО, а другие, работающие на внутреннем рынке, хотят растянуть сроки присоединения. И эти разнонаправленные векторы могут существовать даже в рамках одного холдинга. Яркий пример - "Северсталь": в результате дискриминационных мер компания теряет живые деньги на внешнем рынке, в то же самое время эта компания владеет Заволжским моторным заводом ("ЗМЗ"), и ее не может радовать появление на рынке иностранных конкурентов.
Корень решения этой проблемы заключается не в оттягивании сроков вступления, а в договоренностях по таможенным позициям, которые для нас чрезвычайно важны. Например, мы можем договариваться по всем пунктам, за исключением областей автомобилестроения, авиапрома и станкостроения, тем самым мы даем возможность отечественным предприятиям подготовиться к конкурентной борьбе с западными производителями. Если компании хотят жить и работать, они обязаны научиться выпускать конкурентоспособную продукцию. Государственная поддержка системообразующих отраслей на период присоединения к ВТО и адаптации к новым условиям должна существовать, но она должна постепенно минимизироваться с учетом реалий рыночной экономики.
- Верно ли, что при вступлении в ВТО фиксируется процентная доля импортного продовольствия и в дальнейшем этот показатель не может быть изменен? Так или иначе - что породило опасения катастрофических последствий от членства в ВТО для российского сельского хозяйства?
- Действительно, это один из наиболее острых вопросов, хотя, на мой взгляд, опасения наших аграриев и общая атмосфера дискуссий на эту тему в СМИ - следствие наших излишне эмоциональных и во многом мифологических представлений о состоянии российского сельского хозяйства. Сегодня уже никого не удивляет тот факт, что крупный российский капитал начинает инвестировать в создание вертикально интегрированных агропромышленных комплексов, а импортная сельскохозяйственная продукция все активнее вытесняется отечественной. Капитал, как известно, идет туда, где есть прибыль. Это значит, что крупнейшие капиталисты-промышленники чувствуют перспективность сельскохозяйственного рынка и начинают борьбу за его освоение.
Уже сейчас понятно, что Россия в состоянии не только обеспечить собственную продовольственную безопасность, но и произвести значительные излишки продукции на экспорт. Понятно, что границы России не могут быть немедленно "открыты настежь", и специалисты нашей делегации, занимающиеся урегулированием сельскохозяйственных проблем, как раз и ведут такую скрупулезную работу. Уверяю вас: никто не собирается обрушить наше сельское хозяйство, отдав его "на поток и разграбление" дешевому импорту. Однако и позиция полного изоляционизма, и политика государственного дотирования заведомо убыточных хозяйств - это дорога в никуда.
- Как следует понимать слова президента о том, что надо ускорять подготовительные работы по вступлению в ВТО на приемлемых для нас условиях?
- Сегодня окончательно не прописаны правила, по которым мы будем присоединяться к ВТО. Сегодня, когда президент говорит об ускорении подготовительных работ по присоединению России к ВТО на приемлемых для нас условиях, он имеет в виду следующее: "Нам нужно как можно скорее прописать условия нашего присоединения. Потому что пока их нет. Пока идет живой переговорный процесс". Надеюсь, что по результатам этих переговоров большинство проблем будет решено. Но после того как исчерпается ресурс российских переговорщиков, ситуация потребует принятия политических решений, и Путину в его работе с руководителями других стран, возможно, придется совершать диагональные размены по тем или иным переговорным позициям, тем более что сегодня мы получаем хорошие сигналы из-за границы.
В своих докладах МВФ дает высокую оценку России (по признанию экспертов МВФ, Россия демонстрирует чуть ли не единственный пример стабильности в мировой экономике за этот год), а страны СНГ видит как один из ее локомотивов. Поэтому у России есть реальный шанс встать на одну площадку с самыми развитыми странами. Очевидно, что наша страна является важным игроком на многих мировых рынках, но по-прежнему сильно зависимым от мировой конъюнктуры.
Серьезное влияние на внешнеэкономическую деятельность многих российских предприятий оказывают так называемые меры дискриминационного характера. В настоящее время это около ста нормативно-правовых документов, общий прямой ущерб от которых оценивается в 3-4 миллиарда американских долларов. Именно поэтому Владимир Путин говорит об ускорении подготовительных работ по вступлению в ВТО, ведь, как известно, ВТО регулирует 92% мировой торговли, а после присоединения Китая, которое будет подтверждено на ближайшей конференции в Катаре, этот показатель поднимется до 96 процентов. Оставаться в стороне от этих процессов Россия не может.