И это во многом заслуга ее организаторов - Федеральной энергетической комиссии (ФЭК), правительства Саратовской области, Саратовской Региональной энергетической комиссии (РЭК) и Межрегиональной ассоциации региональных энергетических комиссий (МАРЭК). Но самое главное - впервые это был не просто "междусобойчик" энергетиков. В работе конференции активно участвовали люди "с той стороны баррикад" - представители крупнейших потребителей энергоресурсов, отечественных производителей.
В Саратов также приехал заместитель полномочного представителя президента России по Сибирскому федеральному округу Василий Киселев. И не просто приехал, а принял активное участие в работе форума, выступил с приветственным словом перед его участниками.
Естественно, что обсуждением только проблемы тарифов, а оно было весьма жарким, дело не ограничилось. Встреча проходила на фоне острой полемики вокруг энергетической отрасли, необходимости ее реформирования, поэтому круг вопросов был гораздо шире. Выступавшие (всего было заслушано 28 докладов) пытались оценить перспективы развития отрасли, ответить на вопрос: станет ли энергетика фактором развития всей экономики.
И все-таки большинство выступавших говорило прежде всего о больной проблеме - тарифах на потребление энергоресурсов. В частности, участники конференции критиковали современную систему установления тарифов на электроэнергию: закрытость обсуждения новых ставок, кулуарность этого процесса, недоступность даже для специалистов некоторых методик их расчета. К тому же сам порядок принятия тарифа, когда в течение десяти дней РЭКи должны как-то отреагировать на предложения, поступившие из АО-энерго, трудно назвать совершенным. Ведь в течение этого срока региональные комиссии могут не успеть оценить обоснованность подобного предложения. И тогда после десятидневной паузы автоматически начинает действовать ставка тарифа, предложенная АО-энерго. Вот так - просто и незамысловато.
Обсуждение вопроса о повышении тарифов может и должно быть открытым, гласным, чтобы ни у кого не возникало вопросов об их обоснованности. Такое мнение высказывали большинство участников встречи. Иначе, по их мнению, деятельность энергетиков всегда будет подвергаться критике общества, прессы, будут возникать конфликты с потребителями, властями регионов. Всего за год (с октября 1999 года по сентябрь 2000 года) тарифы на электроэнергию выросли на федеральном оптовом рынке на 50 процентов, и никто не может сказать, насколько обоснованным был их рост. Заметим, что у другого монополиста - МПС, тарифы на железнодорожные перевозки выросли на 26 процентов.
Досталось и так называемому "перекрестному субсидированию", схеме, при которой более богатый плательщик компенсирует средства, недоплачиваемые поставщикам энергоресурсов его "бедными" собратьями. В отдельных регионах фактическое завышение тарифов составляет 50-60 процентов в связи с предоставлением льготных тарифов отдельным группам потребителей за счет соответствующего повышения тарифов для промышленности и железнодорожного транспорта. Например, в Тверской области надбавка к тарифу для дотирования льготных потребителей составляет 40 процентов, в Тамбовской области - 43 процента, в Орловской - 51 процент, Краснодарском крае - 59 процентов, Приморском крае - 37 процентов. Аналогичное положение в Удмуртии, в Новгородской, Белгородской, Самарской, Оренбургской областях и многих других регионах, где надбавки превышают 20 процентов к уровню средних отпускных тарифов по энергосистеме. В результате в целом по промышленности дополнительные расходы оцениваются в размере более 6 млрд. рублей. Участники конференции считают, что льготы по тарифам должны быть более адресными, не распространяться на целые отрасли, а компенсировать затраты должны не производители, а регионы, которые эти льготы предоставляют.
Часть участников конференции, прежде всего производители, критиковали дискриминационный характер организации доступа на Федеральный оптовый рынок энергетических мощностей (ФОРЭМ). Зачастую предприятиям выгоднее получать электроэнергию "из общей копилки" - просто потому, что местное АО-энерго заломило неимоверно высокую цену. Однако для того, чтобы завод или кто-либо еще смог реализовать такую возможность, ему нужно получить ряд разрешений, - в том числе и того самого АО-энерго. Каков, как вы думаете, будет результат? Естественно, отсутствие необходимого разрешения - кто же захочет отпускать от себя выгодного клиента?
Многие в своих выступлениях касались еще одной болевой точки - несовершенства законодательной и нормативно-правовой базы. Не случайно в решении конференции большая часть предложений касается острой необходимости подготовки и принятия различных законов, правил, инструкций и т.п. документов. Многие нормативные акты устарели, ряд из них уже давно не действует, а взамен ничего не предложено. Ряд вопросов вообще никак не урегулирован. В частности, до сих пор тарифная политика не имеет основ ценообразования на электрическую энергию. Это, убеждены участники конференции, является благодатной почвой для своеволия и злоупотреблений.
Особое внимание было уделено такому вопросу, как наличие инвестиционной составляющей в абонентской плате РАО "ЕЭС России". Никто не спорит - инвестиции энергетикам нужны. Нужно вводить дополнительные мощности, ремонтировать стареющие станции, электросети и т.п. Но никто сейчас не сможет сказать, насколько эффективно используются средства, получаемые за счет абонентской платы, насколько их распределение соответствует интересам экономики конкретных регионов, потребителей. Не говоря уже о том, что наличие подобных сборов просто противоречит российскому законодательству.
На конференции было предложено исключить инвестиционную составляющую из абонентской платы РАО и направить высвободившиеся средства в специальный внебюджетный фонд по инвестициям в строительство важных энергообъектов. Такое "адресное" использование инвестиций, по мнению участников конференции, позволило бы более успешно финансировать развитие энергетики федерального и регионального значения.
Не были обойдены вниманием на конференции и проблемы реструктуризации РАО "ЕЭС России" и всей электроэнергетической отрасли страны в целом. Большинство участников считает весьма актуальным переход к конкурентному, нерегулируемому рынку. При этом выступавшие отмечали необходимость создания нормативно-правовой базы, заключения прямых договоров между производителями и потребителями электроэнергии. Необходимо также, по их мнению, решить вопросы лицензирования на производство, передачу и продажу электрической и тепловой энергии (мощности), произвести дифференцирование тарифов на транзит электрической энергии (мощности) по уровням напряжения, расстоянию, категорий надежности.
Большинство уверено, что реструктуризация РАО "ЕЭС России" должна базироваться на государственной программе реформирования рынка электроэнергии, которая должна формироваться в соответствии с энергетической стратегией развития электроэнергетики Российской Федерации.
Звучали предложения о необходимости создания независимой электросетевой компании федерального уровня в форме федерального государственного предприятия либо акционерного общества со 100-процентным государственным капиталом. С включением в ее состав диспетчерских органов управления, разделением планирования и учетом затрат по монопольным и конкурентным видам деятельности в АО-энерго или создание самостоятельных предприятий. И много-много других предложений.
В целом же большинство участников конференции оценили предложенную РАО концепцию реформирования как поверхностную, не соответствующую интересам экономики России в целом. По мнению ряда выступавших, в ней не просматриваются до конца конкретные функции РАО, АО-энерго по реструктуризации электроэнергетического комплекса. Владея, по сути, транспортом и сбытом электроэнергии, РАО "ЕЭС России", согласно концепции, будет продолжать управлять и объектами генерации электроэнергии, не неся при этом ответственности за их работу. Конечно, были и несогласные с подобной оценкой, но их голоса звучали слабо.