ОСЕНЬ, НО ДОЛЛАР ЗЕЛЕНЕЕТ

Если к вам залезли в карман и вытащили пятак, то это преступление. Если же стремительно и резко обесцениваются миллионы и миллионы денежных купюр, то это кризис. Самые разрушительные мировые экономические кризисы, как ни странно, начинались в октябре. В 1929-м - Великая депрессия, в 1987-м - мировой финансовый кризис, в 1997-м - восточноазиатский финансовый кризис. В последнее время много разговоров о неизбежном обесценении доллара, что неминуемо привело бы к новому кризису. Насколько реальна подобная угроза, ведь на дворе-то октябрь?Вот мнение доктора экономических наук Михаила ДЕЛЯГИНА.

Шарлатанов и недоучек на ниве прогноза хоть отбавляй. Дошло уже до того, что опубликованы "точные" даты "финансового конца света". Правда, тут есть расхождения - одни предупреждали, что это случится 20 августа, другие - что в конце ноября 2000 года. Причем "провидцы" ссылались на высказывания председателя ФРС США (аналога нашего Центробанка) Алена Гринспена. Несостоявшихся Нострадамусов подвело скверное знание английского: Гринспена неправильно перевели на русский...
Правда, есть аргументы и посерьезнее. Так, уже давно обсуждается возможность "схлопывания" фондового рынка Америки из-за его "перегретости", насыщенности спекулятивными капиталами. Нечто подобное произошло с нашим рынком ГКО в 1998 году. Однако американский рынок ценных бумаг принципиально отличается от нашего. Переход на информационные технологии резко ускорял технологический прогресс США. Здесь новый продукт можно придумать, произвести и продать, окупив затраты всего за три месяца. Спекулятивные, "короткие" деньги, полученные с фондового рынка, за минимальный срок дают высокую отдачу и являются, по сути, инвестиционными. Поэтому природа финансового "пузыря" здесь совсем иная.
Есть другая проблема финансовой системы США. Сегодня они привлекают капиталы всего мира и инвестируют их в создание новых технологий и массовую разработку новых технологических принципов, закрепляя таким образом свое технологическое и социальное лидерство. Результатом такой политики становится колоссальный внешнеторговый дефицит, что действительно увеличивает угрозу финансовой стабильности.
Дефицит текущего платежного баланса США
Год Млрд. долл. % ВВП
1998 280 2,5
1999 340 3,7
2000 420 4,3
Источник: IMF World Economic Outlook. April 2000.
Но ведь торговый дефицит США можно оценить не только негативно. Информационному обществу просто не нужно изготавливать товары - их проще покупать у других, экономя свои ресурсы для решения более важных задач. Точно так же современный горожанин не должен сам шить ботинки и выращивать картошку, ему проще купить все это. Поэтому отрицательное сальдо торгового баланса, покрываемое притоком капитала, является не столько уязвимым местом, сколько выражением внутренней силы США. Американское государство надежно обеспечивает этот приток тем, что обеспечивает в США наилучшие условия для инвестиций.
Каким образом? В том числе и посредством "стратегии управляемых кризисов", создания очагов нестабильности, изматывающих наиболее опасных потенциальных конкурентов США. Таким образом, у инвесторов создается стойкий стереотип: какие бы трудности ни испытывали США, остальным странам будет еще хуже.
Не будем забывать, что доллар - мировая резервная валюта. Поэтому всякий, кто страхуется от валютного риска покупкой долларов, кредитует правительство Соединенных Штатов. При этом они вынуждают развивающиеся страны проводить предельно жесткую финансовую политику, а сами проводят сверхмягкую. В итоге размеры американской денежной массы выросли и достигли уровня начала 80-х годов - периода высокой инфляции. По оценкам совета директоров ФРС, доход США от денежной эмиссии составляет 11-15 млрд. долларов в год. Однако инфляция в США остается невысокой. Достигается это благодаря постоянному "сбрасыванию" излишков долларовой массы за пределы США. Американцы получают все преимущества мягкой финансовой политики, перекладывая ее издержки на плечи менее развитых стран - потребителей долларовой массы. Таким образом, импорт капитала Соединенными Штатами сопровождается экспортом инфляции и экономической нестабильности.
Так что единственное, что может угрожать благополучию американской валюты, так это снижение ее привлекательности. Если страны-держатели долларов начнут от них избавляться, то американская экономика просто захлебнется в сотнях миллиардов "евро-" и "чайна-" долларов. И уж тут будет не до шуток. Опасность резкого обесценения доллара чересчур очевидна, чтобы американцы не принимали превентивных мер. В течение 90-х годов эта угроза из потенциальной становилась реальной уже дважды, и всякий раз это было связано с планами создания привлекательной региональной валюты.
Первая попытка создания региональной валюты была совершена в Европе в 1992 году организацией Европейского валютного союза. Закончилось все атакой Дж.Сороса в сентябре 1992 года, похоронившего первую единую валюту объединенной Европы - ЭКЮ. Тот урок даром не прошел. Европейцы учли свои просчеты, и в 1999 году перешли-таки на единую валюту - евро, создав реальные предпосылки вытеснения доллара прежде всего из государственных и банковских резервов стран еврозоны.
Вызванные введением евро ожидания были исключительно высоки, и спекулятивная атака сама по себе была теперь уже недостаточной. Поэтому США попытались расширить мировой спрос на доллары, содействуя дестабилизации экономик развивающихся стран, в том числе России, накануне введения евро в 1998 году. Вполне очевидным стал и тот факт, что главной целью агрессии США и их партнеров по НАТО против Югославии был подрыв привлекательности Европы как объекта экономической деятельности. В итоге евро так и не оправился от затяжного падения и по крайней мере до введения в наличное обращение не сможет создать для доллара серьезной угрозы. После Косово Европа фактически отказалась от идеи стратегического соперничества с США.
Итак, серьезной краткосрочной угрозы доллару со стороны региональных валют не существует. Но сегодня говорят и о другой угрозе - о "необеспеченности" доллара. Приводятся разнообразные оценки обеспеченности доллара национальным богатством США - от 45% (цифра названа одним из специалистов ФРС США) до 9-10% (оценка аналитиков министерства финансов Японии) и даже 2-3% (оценка некоторых американских интеллектуалов).
Ошибка здесь в том, что национальное богатство Америки учитывается только в его вещественном, материальном выражении. Но механические подсчеты обеспеченности доллара бессмысленны, это не более чем упражнение в арифметике. Сила Америки не в танках, не в золоте и не в Билле Гейтсе. Сила Америки прежде всего в Голливуде и CNN, а точнее - в айсберге передовых информационных технологий, видимой частью которого они являются. Доллар обеспечен не золотом Форт-Нокса, а состоянием умов в мире. А их состояние, в свою очередь, в целом устойчиво поддерживается в нужной форме за счет колоссального технологического отрыва США от остального мира, включая даже развитые страны.
В обозримом будущем этот отрыв будет сохраняться. А это значит, что стабильности американской валюты по большому счету ничего не угрожает.