Их прозвали "шакалами". Эти люди выслеживают воевавших на Северном Кавказе солдат-контрактников, которые приезжают в юргинскую воинскую часть за "чеченскими" деньгами. 100, 200, 300 тысяч рублей - для обнищавшего провинциального городка суммы огромные. Хищнический принцип "делиться надо" для подонков стал основополагающим. В ход пошло все: хитрость, мошенничество, вымогательство, угрозы.
...Наряд милиции приехал на одну из городских квартир по вызову соседей. Слишком уж постояльцы шумели. И открылась милиционерам такая картина: на полу - солдат, а над ним двое бандитов в масках и с ножами. Оказалось, накануне этот несчастный получил 140 тысяч. Отдал их на хранение другу. Пока милиция выясняла подробности дела, появился и тот самый друг. Общие 300 тысяч рублей он прятал под майкой.
- А куда спрятать-то? - удивился воин, поняв, в какой переплет едва не угодил. Однако столь счастливо здесь завершается далеко не каждая история.
По словам руководства Юргинского межрайонного отдела по борьбе с оргпреступностью, до 90 процентов солдат-контрактников, прибывающих в часть за деньгами, подвергаются вымогательствам. Причем злоключения их начинаются прямо в воинской части. В лучшем случае парни делятся с высокопоставленными жуликами в погонах двумя-десятью (как "повезет") тысячами кровно заработанных рублей непосредственно у кассы. Это чуть ли не единственная возможность сразу получить положенное. А иначе - выстаивай безнадежную очередь.
Кассу юргинской воинской части контрактники берут штурмом. Некоторые приезжают не один раз - деньги дают "порциями". А ведь проезд, проживание и питание - за свой счет.
Самый массовый наплыв обозленных таким порядком контрактников пришелся на лето. Около 500 человек толпились у кассы. Нынче народу раза в два меньше. Но все равно.
- Вчера был 30-м, а деньги закончились на 25-м. Сегодня у кассы уже другие люди. Куда делись те, кто вчера стоял в очереди? - возмущается парень.
- Плати деньги, иди в другую очередь, - советуют ему коллеги по несчастью, что порасторопней, и тут же делятся размером ставок. Оказывается, "ускорить процесс" можно за 2,5 тысячи рублей с каждого "чеченского" месяца. Можно и в скадчину сброситься по тысяче, подойти вечерком к КПП и "решить вопрос". Так, по крайней мере, рассказывают контрактники.
Как только скандал с выплатами "боевых" в Юрге выплеснулся в прессу, кузбасские власти открестились: проблема эта исключительно Министерства обороны. В город прибыл заместитель командующего 41-й армией Виктор Соболев, чтобы на месте выяснить обстановку. Подключилась и местная прокуратура, дабы разобраться и призвать виновных к ответственности.
То, что разного рода криминальный элемент грабит вчерашних солдат, - дело вроде обычное. Но вот тот факт, что контрактники называют в ряду вымогателей своих командиров, - это, согласитесь, уже ЧП другого масштаба.
Крайняя нищета толкает людей в погонах на аморальные поступки, скажете вы и, в известном смысле, будете правы. Можно обвинить в юргинском беспределе и государство, поставившее безденежного офицера в унизительное положение. Все так, только контрактнику от этого не легче, а вся картина выглядит и вовсе мрачно.
КОММЕНТАРИЙ ВОЕННОГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
Стыд и срам. Примерно так, полагаю, можно вкратце охарактеризовать то, что не только в Юрге - по всей стране происходит сегодня с выплатами так называемых "боевых" за участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе.
Можно, конечно, возмущаться: что это за воины такие, которые прошли войну и в мирных условиях пасуют перед обычными бандюгами? Куда смотрит милиция? Главный вопрос, думается, в другом: зачем заставлять людей таскать наличность, причем суммами, от которых у многих округляются глаза не только в Юрге?
В Главном управлении военного бюджета и финансирования Минобороны РФ "Труду" рассказали, что опасных приключений с "боевыми" по инструкции можно избежать. Надо всего лишь по месту службы написать рапорт командиру с просьбой перечислить заработанные деньги на любой удобный счет - собственный, мамы, жены, бабушки. Почему же многие идут на риск?
Очень просто - скорее всего, контрактники не очень верят в порядочность власти. Да и как верить, когда очень многим без объяснения причин выплаты задерживают - недавние позорные для армии пикеты бывших контрактников у штабов Северо-Кавказского и Приволжского военных округов сделали этот факт известным всей стране. У Министерства обороны деньги вовремя находятся не для всех, остальные задерживает Минфин. Вот и предпочитают бывшие военные пускаться в рискованные путешествия за своими кровными, полагая, будто держать в руках наличные деньги все же надежнее. Если все же заработанное не перечислят - у кого спрашивать? Снова ехать в Чечню, в часть, где воевал и откуда уволился в запас?
Переломить криминальную ситуацию с выплатами "боевых", видимо, можно только одним: власть должна скрупулезно и точно выполнять свои обязательства перед гражданами. Тогда ей поверят и очереди у касс исчезнут сами собой.
Сергей Ищенко.