Возможно, последний шанс предотвратить сползание региона в пропасть хаоса и насилия предоставляет встреча израильского премьера Эхуда Барака и палестинского лидера Ясира Арафата на египетском красноморском курорте Шарм аш-Шейх. Состав участников этого саммита, который удалось созвать благодаря отчаянным усилиям президента Клинтона (вся его семилетняя политика в регионе фактически пошла насмарку), расширен и включает в себя, кроме американского президента, президента Египта Хосни Мубарака, короля Иордании Абдаллу II, представителя Евросоюза Хавьера Солану и генсека ООН Кофи Аннана.
МИД России - страны, которая, как известно, с Мадридской конференции 1992 года является коспонсором мирного процесса в регионе, выразил готовность Москвы подключиться к саммиту в Шарм аш-Шейхе на уровне других его участников. До самого последнего момента было не ясно, вылетит ли Владимир Путин в египетский городок на южной оконечности Синая или нет. Похоже, предложение России осталось без внятного ответа. И Путин полетел в Сочи, где у него своя насыщенная программа. Выходит, один из коспонсоров явно остался на обочине. Это явно недальновидно со стороны организаторов саммита, учитывая традиционное влияние и связи России в регионе. Некоторые скептики утверждают, что эта роль сжалась за последние годы до едва заметной величины... Впрочем, Игорь Иванов пожелал успеха встрече в Шарм аш-Шейхе, отметив, что для ее созыва была проделана огромная работа, в которой принимала участие и Россия, что признано и израильтянами, и палестинцами. Он заявил, что "не столь важен формат встречи, важно, чтобы она дала старт ближневосточному урегулированию".
На саммите все так хрупко, что грозит развалиться от мимолетного ветерка. Многие мировые СМИ полагают, что он почти обречен на провал, большойой удачей было бы просто прекращение огня и замораживание ситуации. Позиции главных участников пока диаметрально противоположны. Единственное, что привело их к одному столу, - это объявленное стремление остановить кровопролитие. Так, Арафат требует создания нейтральной независимой комиссии, которая рассмотрела бы причины вспышки насилия. Он настаивает на том, чтобы израильская армия отошла от палестинских городов, чтобы Израиль прекратил экономическую блокаду палестинской автономии, ну и, разумеется, чтобы израильские солдаты прекратили пальбу по безоружному населению.
В свою очередь, Барак хочет, чтобы палестинцы прекратили забрасывать камнями израильских солдат, чтобы освобожденные на прошлой неделе боевики экстремистской организации "Хамас" были снова арестованы, чтобы вооруженные отряды палестинцев были разоружены и чтобы власти автономии гарантировали безопасность иудейских святых мест.
В случае, если эти обоюдные условия не будут выполнены, каждая из сторон грозит эскалацией - Израиль готов сформировать правительство, куда войдет лидер оппозиционной правой партии "Ликуд", известный ястреб Ариэль Шарон, а Арафат проводит переговоры с руководством организации "Хамас", которая категорически выступает против каких бы то ни было переговоров с Израилем и считает, что с ним надо только воевать.
В глазах израильского общественного мнения Арафат существенно потерял как партнер на переговорах, которому можно доверять. В то же время весьма многие палестинцы недовольны согласием Арафата принять участие в саммите. Они считают, что его созыв - не более чем попытка размыть общеарабскую позицию в поддержку отказа палестинцев принять условия урегулирования, которые им предлагает премьер Барак. Именно такую поддержку должно продемонстрировать общеарабское совещание в верхах, созываемое в Каире 21-22 октября.