ЗА ПОГИБШИХ ПАССАЖИРОВ ЗАПЛАТЯТ ПО 2 МЛН. РУБЛЕЙ

Родственникам пассажиров, погибших в авиакатастрофе в Перми, должны заплатить по 2 млн. рублей. Крушение Boeing-737, произошедшее в воскресенье, станет первым страховым случаем с момента действия нового Воздушного кодекса РФ.

СТРАХОВЩИКИ ЭКОНОМЯТ НА ВСЕМ
В понедельник "Аэрофлот" начал осуществлять первые экстренные выплаты родственникам погибших. В первый день перевозчик выплатил 4,8 млн. рублей - по 100 тысяч за погибшего. Эти деньги вычтут из тех 2 млн. рублей, что пообещала выплатить страховая компания "Москва", где на 600 млн. рублей был застрахован злополучный рейс. Руководство Перми обещает выделить по 100 тысяч рублей жителям региона, чьи родные погибли при крушении лайнера. По 250 тысяч пострадавшим выдаст Москва.
Страховая компания уже начала разъяснять, как можно получить компенсацию. "Выплаты будут производиться согласно Воздушному кодексу РФ, - рассказал "Труду" генеральный директор компании "Москва" Сергей Шахматов. - В законе сказано, что компенсация не может быть менее 2 млн. рублей, так что эти деньги родственники получат точно, предоставив необходимый пакет документов. Потерпевшие, которые захотят получить большую сумму, должны будут собрать дополнительные документы, доказывающие обоснованность их требований".
- У меня возникает ощущение, что "Москва" собирается сэкономить на всем чем только можно, поскольку обещанные родственникам 2 млн. рублей не укладываются в правовые нормы, - негодует первый вице-президент Федерального союза адвокатов РФ Игорь Трунов, защищавший интересы родственников пассажиров, погибших в авиакатастрофах 2006 года в Иркутске и Донецке. - Согласно новому закону к этой сумме следует добавить еще 25 тысяч рублей на погребение, 11 тысяч - за утрату личных вещей, 600 рублей - за багаж".
ОСАГО ДЛЯ АВИАКОМПАНИЙ
Поправки в Воздушный кодекс, на которые ссылаются источники "Труда", вступили в силу 6 июня этого года.
Страхование гражданской ответственности авиакомпаний обязательно, как ОСАГО для автомобилистов. Заключая договор со страховщиком (выгодоприобретателем по нему является пассажир), перевозчик оформляет риски причинения вреда здоровью и жизни людей на борту, а также ответственность перед третьими лицами, в частности их родственниками. До июня авиакомпании были обязаны оформлять полисы с максимальным лимитом ответственности в 100 тысяч рублей за одного погибшего. Теперь эта сумма увеличена до 2 млн. рублей: деньги должны быть обязательно выплачены родным вне зависимости от того, сколько зарабатывал погибший. Ранее никаких четких требований на этот счет не было, поэтому людям, потерявшим близких в авиакатастрофах, приходилось проходить массу унизительных процедур и доказывать размер ущерба по потере кормильца.
Через подобные испытания прошли родственники погибших в результате крушения Ту-154 под Донецком и А-310 в Иркутске в 2006 году. "Судебные разбирательства по этим делам до сих пор не окончены, - рассказывает Игорь Трунов. - С иркутским делом нам повезло больше, поскольку там существовала так называемая альтернативная подсудность - самолет принадлежал американской компании Airbus Leasing и находился в лизинге у компании "Сибирь". Иски потерпевших рассматривались в суде Нью-Йорка, где было заключено мировое соглашение, благодаря которому родственники погибших должны получить крупные компенсации - около 1,3 млн. долларов".
Однако до сих пор остается нерешенной другая проблема: между США и Россией не существует договоренности о сотрудничестве в части судопроизводства, поэтому решение американского суда для нашего законодательства - пустой звук. Адвокату и его подопечным еще предстоит битва за "переутверждение" мирового соглашения в России.
История с "донецкими" пострадавшими сложилась печальнее. "Страховая компания "Согаз", с которой у авиакомпании "Пулково" был заключен договор, должна была выплатить родственникам 391 тысячу долларов за каждого погибшего, но все суды мы проиграли, - продолжает Игорь Трунов. - Поскольку никакой альтернативной подсудности в данном случае нет (самолет принадлежал российской компании), мы обратились в Европейский суд. На 2 октября назначено очередное слушание по иску 90 потерпевших к "Согазу" в Никулинском суде Москвы, но это дело почти не продвигается". А пока люди получили лишь смешные компенсации перевозчика - до 500 тысяч рублей, 391 тысячу долларов им так никто и не заплатил.
ПРАВИЛА ВЫПЛАТ ЕЩЕ НЕ НАПИСАНЫ
Обновленный закон призван уберечь родственников погибших в авиакатастрофах от подобных стрессов, однако минусов в нем не меньше, чем плюсов. Несмотря на то что страховым компаниям теперь будет сложнее отвертеться от возмещения компенсаций, до сих пор не установлены правила осуществления выплат, на которые есть прямая ссылка в законодательстве. В них должен содержаться типовой перечень документов, которые нужно предоставить страховщику для получения компенсации. До сих пор страховые компании оставляют этот перечень на свое усмотрение и осуществляют выплаты на общих основаниях, согласно Гражданскому кодексу.
Другая беда: на территории России до сих пор действуют двойные стандарты, то есть если лайнер принадлежит российскому перевозчику и выполняет внутренний рейс, нас защищает российский закон, а если рейс международный - компенсация будет соответствовать международным нормам. Скажем, средние суммы компенсаций жертвам авиакатастроф в Европе составляют порядка 1 млн. долларов, в США - свыше 3 млн.
"МОСКВА" ПЕРЕСТРАХОВАЛАСЬ В ЛОНДОНЕ
Игорь Трунов считает, что пермская катастрофа очень похожа на иркутскую: самолет находится в лизинге, а такие лайнеры страхуются по международным правилам. "Будет обидно, если людям выплатят копеечную компенсацию и заставят подмахнуть бумаги, где будет сказано, что они отказываются от дальнейших претензий, как было с Донецком. В данном случае родственники погибших имеют полное право на значительно большую компенсацию от владельцев самолета", - объясняет Трунов.
Но в этой истории есть и другой интересный момент. Летом компания "Москва" перестраховала все риски "Аэрофлота" в британской компании Global Aerospace. По словам Сергея Шахматова, факт перестраховки никак не отразится на процессе выплат: "Global Aerospace - крупнейший игрок на международном страховом рынке, его участие в выплатах только подтверждает нашу финансовую состоятельность".
То есть в реальности цепочка денежных выплат выглядит так: "Москва" платит пострадавшим из собственного кармана, а затем английские партнеры возмещают ей убытки. "Теоретически перестраховщик может не заплатить российской компании - все зависит от договора, который они подписали, - поясняет директор по авиационному страхованию компании "Страховой брокер "Малакут" Иван Чернов. - Однако в подобных бумагах нередко содержатся оговорки, что в ряде случаев перестраховщик может осуществлять выплаты напрямую. Тогда пострадавшим придется общаться с Великобританией, только вот размер компенсации будет соответствовать тому, который закреплен в российском законодательстве".
ICAO ИЗУЧАЕТ РОССИЙСКУЮ АВИАЦИЮ
Вчера Международная организация гражданской авиации (ICAO) начала проверку состояния дел в российской гражданской авиации. В ICAO подчеркивают, что проверка является плановой и продлится до 29 сентября. Итоговый отчет о ней эксперты ICAO обещают представить российскому Минтрансу не раньше 11 июня 2009 года. Впрочем, в ICAO замечают, что если будет обнаружено что-то экстраординарное, требующее немедленного исправления, то российская сторона будет извещена об этом раньше. Эксперты уверены, что катастрофа под Пермью делает эту перспективу весьма вероятной.
КОМПЕНСАЦИИ
4,8 млн.
рублей уже выплатила родственникам погибших в катастрофе под Пермью компания "Аэрофлот"
391 тыс.
долларов обещала страховая компания "Согаз" семьям тех, кто погиб в авиакатастрофе под Донецком, но так и не заплатила
1,3 млн.
долларов присудили в Нью-Йорке родственникам пассажиров, погибших в результате крушения аэробуса в Иркутске
1 млн.
долларов составляет минимальная сумма компенсации за погибшего пассажира самолета в Европе
ПРОКУРОРСКАЯ ПРОВЕРКА
Вчера Генпрокуратура России объявила о начале проверки исполнения законодательства об авиационной безопасности в авиакомпании ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" и ее дочерних предприятиях. Как сообщили "Труду" в Генпрокуратуре, транспортные прокуроры детально исследуют состояние безопасности в авиакомпании. Проверки пройдут также в Росавиации и Ространснадзоре. По словам представителя Ген-прокуратуры, после пермской трагедии эта ревизия "будет особенно масштабной и займет немало времени". Руководитель пресс-службы "Аэрофлота" Ирина Данненберг подтвердила "Труду", что гостей из прокуратуры они ждут уже сегодня: "Но мы не боимся. Подобные "экзамены" случались и раньше, и мы всегда их выдерживали достойно".