Но с экранов телевизоров рассказывают не только о приготовлениях к установке памятника. Первый заместитель прокурора Иркутской области Игорь Мельников объявил, что действия по установке в Иркутске памятника адмиралу Колчаку подпадают под статью 330 УК РФ - "самоуправство", и отметил, что управлению внутренних дел города следует принять меры по недопущению незаконной установки памятника. В вузах тем временем уже были расклеены приглашения на открытие монумента с указанием места и времени.
Утром 9 сентября в Иркутск прилетел народный художник России, скульптор Вячеслав Клыков, чтобы лично руководить установкой памятника адмиралу. И она началась без всякого на то разрешения городских властей. В это же время ситуацию, уже вышедшую из-под контроля, рассматривали депутаты городской Думы.
На деле все до обидного банально. Иркутский общественный фонд "Патриот" решил "восстановить справедливость, очистить память действительно выдающегося человека, внесшего неоценимый вклад в историю России" и на свои средства заказал памятник. По мнению патриотов он "выражает идею прекращения братоубийственной гражданской войны, примирения до сих пор искусственно расколотого общества". Памятник отлили и привезли. Только забыли спросить у городских властей о том, где его устанавливать. Место, выбранное фондом "Патриот", не было согласовано никакими нормативно-правовыми актами.
По словам председателя комитета по делам горожан администрации Иркутска Нины Алаевой, в адрес комитета поступило два письма от представителей "Патриота", где они просили определить место установки памятника. Но затем городским властям не представили никаких документов. И на депутатские слушания не явился ни один из приглашенных членов фонда. С апреля 2004 года на все запросы городских властей фонд не реагировал.
Президент фонда С. Андреев, в свою очередь, заявляет, что, если власти против, памятник "будет установлен на частной земле, в частном порядке". Такова "справедливость по-андреевски". Меж тем неоднозначная фигура российского адмирала явно велика для "частного огорода". И территория автомобильной стоянки возле торговых рядов все-таки не частная, а муниципальная собственность. И памятник - не автомобиль: законный порядок установки монументов и мемориальных досок в Иркутске обязывает согласовывать эти действия с властью.
Подтверждает слабость позиции сторонников немедленной установки памятника и мнение атамана Иркутского казачьего войска Николая Шахова, который прямо сказал: памятник нужен, но казакам "непонятны эта келейность и таинственность" в действиях тех, кто настаивает на безоговорочном исполнении своих замыслов. "Выбранное ими место возле торгового центра будет оскорблением памяти Колчака", - заявил Шахов.
Депутаты городской Думы практически единогласно согласились с тем, что не стоит идти на поводу у желаний некоей группы лиц, а нужно проявить твердость и не нарушать закон. При этом Владимир Рожков заметил, что неплохо бы спросить и мнение горожан о памятнике: Колчак - фигура неоднозначная в сибирской истории.
Между тем депутаты Иркутской городской Думы, считая, что открытие мемориала должно стать официальным мероприятием, а не полузаконной общественной инициативой, сумели-таки прийти к компромиссу. Все-таки речь о первом - в России! - памятнике Колчаку. В Иркутске есть места, связанные с научной деятельностью и гражданской жизнью адмирала, более достойные того, чтобы историческая фигура стояла вблизи них, а не у торговых палаток. Когда С. Андреев и скульптор, академик В. Клыков, прибыли на заседание городской Думы, Вячеслав Клыков согласился со всеми аргументами народных избранников. Посетив несколько предложенных для размещения памятника мест, скульптор согласился и с тем, что они лучше первоначально задуманного. Открытие памятника намечено на начало ноября - к 130-летию со дня рождения Александра Васильевича Колчака.
Образ Колчака, по словам В. Клыкова, олицетворяет "крепкую думу о судьбе России во время кровопролитной гражданской войны". На постаменте изображены два брата-воина - красноармеец и белогвардеец, опустившие штыки. Над ними будет возвышаться фигура адмирала в накинутой на плечи распахнутой шинели, с опущенной головой. Он стоит, скрестив на груди руки. Высота скульптуры более 4 метров.