Цифры более чем внушительные. Хотя основные параметры проекта бюджета-2005 закладывались до трагедии в Беслане, понятно, что значительная часть этих средств предназначена для усиления борьбы с терроризмом и шире - укрепление системы безопасности государства и граждан. Ряд экспертов высказывают серьезные опасения, что это ведет к "милитаризации" бюджета. С одной стороны, тому есть основания: в следующем году на силовиков предполагается потратить почти 30 процентов всех доходов страны. С другой, по сравнению с нынешним годом эта цифра выросла лишь на 2,5 процента. Так что о резкой милитаризации экономики говорить все же не приходится. На войну с терроризмом надо дать столько денег, сколько бюджет "потянет", с этим вряд ли сегодня будет спорить кто-либо из депутатов или крупных госчиновников. Вопрос скорее в другом: куда именно пойдут эти деньги и сколь эффективно они будут потрачены?
В следующем году закрытые статьи бюджета по-прежнему не станут более прозрачными. Тем не менее основные траты силовиков отчасти можно спрогнозировать. Военное ведомство, например, уже не первый год мечтает разделить свои расходы пополам: одну половину - на содержание армии, вторую - на ее развитие. Не получается, несмотря на невиданную прежде "щедрость" правительства. Пока шесть из каждых десяти рублей идут на текущие потребности. Но это скорее плюс, чем минус, поскольку впервые за многие годы социальные обязательства перед людьми в погонах подкреплены конкретным рублем. Сюда входят зарплата, компенсация отменяемых льгот, финансирование ипотечно-накопительной системы обеспечения военных жильем и даже погашение долгов по выплате так называемых боевых за участие в контртеррористических операциях за все последние 10 лет.
Большие деньги уйдут на контрактников, прежде всего в "воюющем" Северо-Кавказском военном округе. Мы уже который год убеждаемся, что "зеленому" срочнику матерого террориста не одолеть. На территории Чечни со следующего года вообще не останется ни одного призывника, а к 2008 году во всем округе их будет меньше половины. Но и настоящий "профи" с голыми руками на бандита не пойдет. А у Минобороны здесь по-прежнему проблемы. На покупку новой техники и ремонт старой в следующем году выделяется вполовину больше денег, а, скажем, новейших танков Т-90 оно планирует закупить только 14 штук. Или боевые вертолеты Ми-28Н, получившие само за себя говорящее прозвище "Ночной охотник". Они просто незаменимы при уничтожении бандитов в горах. Но в компании "Роствертол" (г. Ростов-на-Дону) пока еще только мечтают о запуске машин в серию.
В начале сентября в Москве проходили две международные выставки - продукции военного назначения для сухопутных войск "IDELF-2004" и полицейской и военной техники "Итерполитех-2004". Специалисты по антитеррору, побывавшие на них, говорили: это как раз то оружие, которое так необходимо для пресечения террористических актов. Но где оно, если действующий сотрудник "Альфы" на днях при мне просил давно уволившегося ветерана контрразведки: ты уже на "гражданке" оброс связями, помоги найти спонсора, чтобы оплатил кое-какое спецснаряжение.
На Северном Кавказе к 2010 году решено построить 72 пограничные заставы, почти 30 уже строятся на чеченском, ингушском и дагестанском направлениях. Наверное, не слишком много будет от них проку, если на тех погранзаставах бойцы не увидят технических средств защиты, инженерных комплексов, приборов ночного видения и других спецсредств, которые так хвалил на открытии сентябрьских выставок зам. руководителя Погранслужбы ФСБ России генерал Александр Манилов. Между прочим, свою продукцию на них представило более 400 предприятий.
Государственная стратегия борьбы с терроризмом, наверное, должна предусматривать и то, чтобы они не простаивали без заказов. Тем более что отечественная оборонка имеет действительно уникальные разработки. Уральские ученые, например, создали самоходного робота-сапера "Богомол-3", который своими почти двухметровыми электромеханическими "руками" способен перемещать груз весом до 10 килограммов. Вот только первым и единственным пока заказчиком стали не силы антитеррора, а одна из крупных фирм Екатеринбурга.
В этом, собственно, и состоит слабость силовых структур, которые пока зачастую на шаг, на полшага да отстают от террористов. Им не хватает современного оружия и техники, мобильности, того уровня боеготовности, который бы позволял адекватно, упреждающе реагировать на вызовы терроризма. На спецслужбы и правоохранительную деятельность в следующем году будет потрачено на четверть больше средств. Можно, допустим, львиную долю пустить на усиление охраны аэропортов, школ, железнодорожных вокзалов, метро. На безопасность столичной подземки, кстати, федеральный бюджет выделяет дополнительно 1,4 миллиарда рублей. Но поимка шахидки со взрывчаткой на поясе в кафе или на улице - наверное, не самая высокая доблесть спецслужб. Труднее выяснить, кто и как ее готовил, кто давал на это деньги, кто снабдил оружием, помогал передвигаться по стране. А для этого нужны развитая сеть агентуры, понимание идеологических и психологических основ терроризма, тех механизмов, которые ими движут, прочные контакты с зарубежными спецслужбами и еще многое другое, что нашим спецслужбам еще предстоит выстраивать в единую систему.